Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Красноярский край: твердый "середняк"

Красноярский край: твердый "середняк"

10.06.2003
6

В мае текущего года при поддержке Cовета Федерации Федерального Собрания РФ информационным агентством "АК&М" было опубликовано исследование по оценке относительной возможности субъектов Российской Федерации выполнять свои долговые обязательства. В рамках исследования проводился анализ экономических и финансовых показателей 81 региона России. В рассматриваемый список не попали 8 субъектов Российской Федерации, в том числе ряд автономных округов и две республики: Калмыкия и Чечня.

Кризис пока не преодолен

Согласно проведенным исследованиям, на 1 января 2003 года первое место в ранжируемом списке среди регионов заняла Москва. Столица, по формальным показателям, имеет наиболее высокую способность расплачиваться по своим обязательствам. Второе место принадлежит Ямало-Ненецкому автономному округу, который характеризуется достаточно высоким профицитом бюджета и низким уровнем долговой нагрузки, что в совокупности с низкой задолженностью предприятий по налоговым платежам в бюджетную систему России определяет хорошую позицию региона. Тройку лидеров замыкает Санкт-Петербург. Город, как и ранее, отличается хорошей управляемостью госдолга, развитым финансовым рынком и высокой инвестиционной привлекательностью.

В этом списке Красноярский край занимает "почетное" 32-ое место (в 2001 году - 36 место). Правда, наши ближайшие соседи также не далеко от нас ушли. Например, Иркутская область занимает 29 место, Новосибирская - 35, Республика Хакасия - 41.

В этой связи необходимо отметить то, что приведенный рейтинг оценивает не имеющийся потенциал и гипотетические инвестиционные возможности края, а текущее состояние всей экономики региона. На основании проведенного исследования можно сказать, что кризис в экономике Красноярского края пока не преодолен.

Красноярский край буквально еще 13-14 лет назад был гордостью нашего государства. Основой динамичного развития региона в те годы явились уникальные запасы природно-минерального сырья, освоение которых началось в 60-е годы. И в отличие от других субъектов федерации в крае реализовывались программы комплексного освоения территории. К концу 80-х годов Красноярский край вышел на ведущие позиции в стране не только по запасам природно-минерального сырья, но и по накопленному технологическому и интеллектуальному потенциалу.

В структуре промышленного производства у нас были представлены отрасли первичной добычи и переработки сырья, сложился разветвленный машиностроительный комплекс, включающий высокотехнологичные производства. Была создана цепочка связанных производств химической и лесной промышленности. Мощный энергетический комплекс производил дешевую электроэнергию, что позволяло выпускать конкурентоспособную продукцию в большинстве отраслей, в том числе и энергоемкую. Все это в совокупности выводило регион в лидеры не только в Сибири, но и в стране в целом.

Тарифная и инвестиционная политика

Что мы имеем сейчас? Согласно вышеприведенному исследованию, Красноярский край по доле прибыльных предприятий в общем количестве зарегистрированных на территории региона занимает 59 место (49,50%). По этому показателю наши ближайшие соседи обошли нас. Например, Новосибирская область занимает 19 место (58,60%), Иркутская - 33 (55,40%), Республика Хакасия - 48 (51,80%), Кемеровская - 51 (50,80%).

В целом можно сказать, что это объективный показатель финансового состояния региональных предприятий. Причин такого невысокого места Красноярского края три. Во-первых, высокая себестоимость продукции, где энергетические и транспортные составляющие занимают одно из главных мест. Высокие энерго- и транспортные тарифы "душат" наши предприятия и не позволяют им выйти на нормальный уровень рентабельной деятельности.

Инвестиции

В дальнейшем ситуация по этим составляющим будет еще больше ухудшаться. Так, в перспективе предполагается введение единых по всей России тарифов на электроэнергию. В результате этого наш край потеряет основное конкурентное преимущество, то есть дешевые источники электроэнергии. Политика МПС, так же, как и у энергетиков, будет строиться на постоянном увеличении стоимости провоза грузов.

Во-вторых, как ни прискорбно говорить, от нашей былой комплексности не осталось и следа. В период расцвета краевой экономики мы не только добывали сырье, но и успешно его перерабатывали. За пределы края вывозилось несколько сотен видов готовой продукции. Это позволяло формировать доходную часть регионального бюджета, примерно в равной степени за счет поступлений от предприятий энергетики, машиностроения, химической и лесной промышленности и др.

Сегодня в структуре продукции, производимой промышленностью края, доминирующее положение занимает одна отрасль - цветная металлургия. И экономика региона находится в полной зависимости от результатов ее деятельности. Не секрет, что около двух третей доходной части краевого бюджета формируется за счет налоговых отчислений предприятий Норильского промышленного района. А в 80-х годах эта составляющая не превышала 35-40%.

В-третьих, имеет место значительный износ основных фондов, не позволяющих применять новые передовые технологии, что, в свою очередь, сказывается на выпуске конкурентоспособной продукции. Необходимы полномасштабные инвестиции. Хотя, с одной стороны, в первом квартале 2003 года в основной капитал краевых предприятий было инвестировано около 5 млрд. рублей, но, с другой стороны, их структура имела определенный перекос. Более половины инвестиций пришлось на цветную металлургию.

В результате перекоса инвестиций оказалось недостаточно для таких капиталоемких отраслей промышленности, как химия и нефтехимия. Не в лучшей ситуации находится лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. За последнее время практически не обновлялись основные средства в легкой промышленности и промышленности строительных материалов.

В целом имеющийся уровень инвестирования не может обеспечить не только ускоренного развития экономики региона, но и простого воспроизводства основных фондов. Поэтому для кардинального решения проблемы инвестиционного дефицита требуется создание нормальных рыночных механизмов по привлечению и использованию денежных средств внутри Красноярского края, в том числе банковских, фондового рынка и т.д. Без этого, на мой взгляд, невозможно кардинальное оздоровление не только отдельных предприятий, но и всей экономики края.

В заключение можно сказать, что только динамичное развитие всей экономики Красноярского края, а не отдельных его отраслей, позволит создать экономический плацдарм для кардинального улучшения жизни всего населения, а не небольшой группы людей, работающих в сырьевой сфере.

Виктор Прохоров

Рекомендуем почитать