Мы вновь обратились к председателю Общества защиты прав потребителей Михаилу Шевцову с просьбой рассказать о наиболее интересных случаях, заявлениях, которые поступили в Общество за последнее время. Итак, давайте читать, говорить: «Хорошо! Хорошо! Хорошо, что это не со мной…» - и, самое главное, мотать на ус.
Семья пенсионеров обратилась в фирму «Домэкс» для изготовления и установки железной двери. Дверь была изготовлена, но не по размерам их дверного проема. Пришлось мастерам вбивать в дверные косяки железные штыри, чтобы хоть как-то закрепить дверь. Дверь держится, как говорится, «на соплях». В этом случае не нужно было отдавать деньги до того, пока дверь не была бы установлена правильно. Если поставили криво – убирайте и переделывайте, услуга-то ведь не была оказана.
Другая гражданка заключила договор с ООО «Арвико» на изготовление и установку окна. Перед началом работ она показала свое окно на кухне и попросила сделать так же. Ее заверили, что сделают лучше. Приехал представитель фирмы, снял размеры окна, получил предоплату – 2500 рублей, определил срок установки – 21 мая. 23 мая приехали наконец-то рабочие. Задержку объяснили тем, что «краска не высохла». Кое-как установили окно, взяли оставшуюся часть денег в сумме 3400 рублей и уехали. Никакого подтверждения об оплате женщина не получила. На устные заявления о непригодности окна ей отвечали, что «у них все по стандартам». На следующий день заказчица позвонила в офис «Арвико» с просьбой закончить работу. Ей в грубой форме посоветовали обратиться к какому-нибудь штукатуру либо к их штукатуру, но за отдельную плату.
Недавно к нам обратилась женщина с интересным заявлением. Она 3 февраля 2003 года в магазине «Эльдорадо» купила телевизор. Через 52 дня телевизор перестал работать и был сдан в телеателье по гарантии 26 марта (адрес телеателье: ул. Железнодорожников, 11). Через 10 дней женщина привезла телевизор домой. Проработав еще 10 дней, телевизор опять сломался. 21 мая телевизор снова был доставлен в телеателье, которое при вскрытии обнаружило «хвостики двухвосток», как было потом письменно зафиксировано, а поэтому отказало в гарантии и стало требовать за ремонт деньги. Как попал в телевизор этот хвостик? И где это случилось? В таких случаях мы советуем обращаться к нам – мы поможем правильно составить претензию, направим телевизор на экспертизу для установления действительной причины поломки. И в абсолютном большинстве случаев выясняется, что «хвостики двухвостки» здесь ни при чем. Еще один совет: если прибор сломался, заявляйте об этом в письменном виде продавцу, но сам прибор ему не отдавайте, а несите в независимую экспертную организацию. И хотя по закону вы можете обязать продавца организовать доставку тяжелых товаров (свыше пяти кг), лучше все-таки довезти самостоятельно, взять квитанцию за перевозку и потом уже взыскать транспортные расходы с продавца.
Еще один интересный момент. Женщина покупала в магазине «Эльдорадо» 27 октября 2002 года телевизор «Thomson», и ей подарили еще и магнитолу «Thomson». В процессе эксплуатации магнитола перестала работать. Вопрос: обязан ли магазин вернуть деньги за магнитолу? Отвечаем: не обязан, потому что договора купли-продажи на магнитолу нет, есть только кассовый чек на телевизор. Проще говоря, дареному коню в зубы не смотрят.
Молодой человек 11 мая в московском ВКЦ «Савеловский» приобрел цифровую фотокамеру Canon PowerShot за 11200 рублей. А 14 мая, когда приехал в Красноярск, обнаружил, что у нее объектив не задвигается в обратную сторону. 16 мая этот человек снова был в командировке в Москве и обратился в магазин. Там ему сказали, что забирают фотоаппарат на экспертизу, и забрали также все документы вместе с кассовым чеком. Теперь вообще непонятно, как можно заставить магазин признать его своим покупателем.
Была жалоба по поводу договора аренды квартиры. Женщина обратилась в агентство недвижимости «Бриз» на ул. Красной Гвардии, 24-102. Агентство посоветовало ей взять в аренду квартиру у такой-то гражданки. Женщина заключила договор, заплатила агентству 3000 рублей, внесла предоплату арендной платы – 6000 рублей. Через несколько дней в квартиру приходит незнакомый мужчина, удивляется жильцам и предлагает «выметаться». Выяснилось, что та гражданка, которая сдавала, не имела к квартире никакого отношения, а агентство «Бриз», получается, участвовало с ней в этом мошенничестве. Как выяснилось позже, в договоре «Бриз» обязался только лишь предоставить «информационные услуги», т.е. ввести данные клиента в свою компьютерную базу данных и сообщить, где какая квартира сдается. Вот за это и были заплачены 3000 рублей. Это в случае аренды, а в случае покупки-продажи жилья эта же услуга будет стоить 20-30 тысяч. Поэтому совет такой: при обращении к риэлтерам внимательно читайте договор и особенно внимательно – пункты про ответственность агентства. Когда встречаетесь с хозяином квартиры (не только в случае покупки, но и при снятии в аренду) обязательно посмотрите документы на нее. Это свидетельство о регистрации в Государственной регистрационной палате, договор с жилищным трестом на обслуживание квартиры, копия финансово-лицевого счета, подтверждающая, что этот гражданин или был записан, или пока еще записан в этой квартире. Если же вы покупаете квартиру, а в семье продавца есть несовершеннолетние дети, то к списку нужно добавить разрешение от органов попечительства и опеки.
Поступила очередная жалоба на ОАО «Стройкомцентр», которое продавало квартиры в «долевом», причем дома не собиралось строить. Деньги были взяты полностью, а теперь на вопрос, почему же ничего не строится, директор
Рабинер отвечает: «Потому что нет денег». Еще раз предупреждаем: смотрите, что вы подписываете. И если платите 500 тысяч за квартиру, то сначала не надо платить 20-40 тысяч агентству, которое впоследствии не будет нести никакой ответственности, а нужно прийти к грамотному юристу и получить исчерпывающую консультацию.
Очередная «автожалоба». На этот раз на автотехцентр «Николаевский». Гражданин М. обратился туда с жалобой на греющийся двигатель и попросил промыть радиатор. Механик отказался смотреть радиатор и принял решение снимать головку блока и менять прокладку. Стоимость прокладки 250 рублей, стоимость работы 1800, итого 2050 рублей. А двигатель грелся как до, так и после ремонта. М. вернулся и потребовал промыть радиатор. Механик согласился, почистил, взял с него еще 800 рублей. Неисправность была устранена. Но за что были взяты первые 2050 рублей? В данном случае автотехцентром «Николаевский» нарушены очень многие положения правил обслуживания и ремонта автомототранспортной техники и требования закона о защите прав потребителей. М. подал претензию с требованием вернуть свои деньги. Если деньги не будут возвращены, то М. имеет право обратиться в суд, но тогда сумма иска вырастет на порядок.
Итак, как видите, недобросовестных продавцов и поставщиков услуг у нас предостаточно. Какую на них найти управу? Управа уже давно есть – это Закон о защите прав потребителей, это Общество защиты прав потребителей (ул. 9 Января, 26а, тел. 276869) и это ваша инициатива, желание и право получить качественный товар или услугу за свои деньги.
Материал подготовил Олег Мельников