Специалисты управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю только за одну проверку изъяли из торговли около 5 тысяч молочных продуктов. Какие-то образцы из-за истекшего срока годности, какие-то – из-за отсутствия сопроводительных документов о качестве. А 15 из 43 исследованных в лаборатории образцов не отвечали санитарным требованиям по микробиологическим показателям.
А в это время телереклама пытается убедить, что в магазинах нас ждет наисвежайшее молоко. От чистой, как из сауны, коровки, только что пасшейся на зеленом лугу и после этого тут же подоенной. Рекламным роликам вторят и надписи на молочных упаковках: "Только от лучших коров". Это что, у нас новая порода буренок появилась, которая дает какое-то особенное молоко?
Но более всего нас вводят в заблуждение, когда на пачках со стерилизованным молоком, которое хранится до 9 месяцев, пишут: "Гарантированная свежесть". "Свежий" в русском языке означает "недавно добытый или приготовленный". Таким может быть только разливное молоко. Еще недавно им в городах торговали из бочек, но в последнее время такие цистерны извели органы СЭС. Разве если только у деревенских жителей еще свеженькое молоко можно купить.
"Долгоиграющее" же обрабатывают при очень высоких температурах. И хотя производители уверяют, что в нем сохраняются все полезные свойства, ученые опровергают эти заявления. "Высокие температуры значительно разрушают формулу белка, – считает кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Тимирязевской сельскохозяйственной академии Алла Ярошкевич. – Из-за того, что структура молока меняется на молекулярном уровне, оно теряет подавляющую часть ценных элементов, влияющих, в частности, на иммунитет человека".
Чем выше температура, тем меньше остается кальция, белка (альбумина, глобулина). Теряется "способность к сычужному свертыванию", т.е. из стерилизованного молока уже не приготовишь творог. Особой популярностью у покупателей пользуется пастеризованное молоко в мягких полиэтиленовых пакетах, произведенных по ГОСТу: считается, что уж оно-то точно натуральное. Его получают, нагревая жидкость до 67 градусов в течение получаса, чтобы удалить посторонние микроорганизмы. Срок его хранения всего 36 часов. В странах Евросоюза, куда мы стремимся, пьют только такое. Но, похоже, его почти не производят, и заводы перешли на молоко "Российское", которое пакуется точно в такие же пакеты. Информация об этом дается микроскопическим шрифтом. Да и неискушенному покупателю она ничего не говорит. "Российское" же готовится по техническим условиям и, в отличие от обычного пастеризованного молока, нагревается до более высоких температур. Соответственно, срок хранения у него увеличивается – до 5 суток. Покупатель же по привычке берет знакомые полиэтиленовые пакеты, не подозревая, что это уже не то полезное молоко.
А еще производители не спешат афишировать, что если не хватает сырого молока (особенно в период отела), то в ход идет сухое. Ни ГОСТ, ни ТУ не запрещают этого, но покупатель-то должен знать, что ему предлагают восстановленное молоко. На соке такую информацию пишут, если он сделан из сухого концентрата. А на молоко посмотришь – так оно прямо все натуральное.
Роспотребнадзор и рад бы отстаивать права потребителей на информацию, но в Красноярске, например, нет ни одной лаборатории, которая могла бы подтвердить эти факты. Поэтому инспекторы, даже чувствуя, что молоко восстановлено из сухого, не могут указать на это производителям – доказательств нет. Так что пусть вас не вводят в заблуждение рекламные обороты "из отборного молока", "высшего стандарта", "бережно сохранен природный вкус".
Как не утонуть в молочных реках
Какое же оно на самом деле, молоко, которое мы пьем? Это мы и решили проверить со специалистами управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, проведя дегустацию 2,5 процентного молока. Кстати, в Америке оно самое популярное. Там чем "синее", то есть обезжиреннее, тем оно дороже. Кальций и белок в нем есть, а лишних калорий не надо.
В лаборатории Госстандарта продукцию проверяли по двум показателям – по жирности и плотности. С жирностью все понятно: на упаковке заявлено 2,5%, в молоке должно быть столько. Плотность показывает, не разбавлено ли молоко. Оба показателя, к чести производителей, оказались в норме. А вот с остальным...
Первый же образец – "Веселый молочник" от ОАО "Сибирское молоко", Новосибирск, входящего в компанию "Вимм-Билль-Данн", – разочаровал. В молоке плавали комочки жира и хлопья белка. А этого быть не должно. Мало того, что это неэстетично, пить такую жидкость, когда жир липнет к языку, – очень неприятно. А ведь до окончания срока годности еще 4 месяца.
"Любимая чашка", судя по заверениям производителей – ОАО "Завод молочный новосибирский", должна наполниться жидкостью только от лучших коров. А еще его позиционируют как молоко для самых любимых. Видимо, мы не входим в этот список. И то: разве можно любить всю Россию? В наших "нелюбимых" чашках плавали огромные сгустки жира и бр-р-р – пенка. У меня к ней стойкая неприязнь с детства. Инспекторы же недоумевали, как она появилась в стерилизованном молоке, ведь его же не кипятят, а сильно нагревают? Выпить до конца содержимое чашки не смог никто.
ООО Компания "Арта", Ачинск, тоже сулит, что их молоко высшего качества и от лучших коров. Где это столько отборных буренок набрали? А в Ачинске они вообще особенные – дают молоко "Утро", "День" и "Вечер". Вот повод попасть в Книгу рекордов Гиннесса! Если только на остальное глаза закрыть. Дегустационной комиссии дружно не понравился вкус молока – он слабовыраженный. Выпил стакан такой жидкости белого цвета – и не осталось ощущения, что это было молоко. То ли коровок плохо или не тем кормят, то ли в процессе обработки оно вкус теряет.
ООО "Милко" особо подчеркивает, что не применяет порошковую основу, т.е. делает молоко не из сухого концентрата. Это единственный производитель, давший такую информацию. Зато с остальными сведениями – голову сломаешь. На заводе, похоже, не умеют считать. Срок годности стерилизованного пакета от 6 до 9 месяцев, в зависимости от температуры хранения. Но при этом молоко, изготовленное 31.03, нужно употребить до 31.10. Из 10 вычесть 3, получается 7, но никак не 6 и не 9. Когда-то красноярское "Милко" ушло и в другие регионы. Причем не просто молоко туда поставляет, а оно разливается в других городах под этой торговой маркой. Забавно, но в Красноярске я покупала пакет, разлитый в Тюмени. А в Тюмени, наверное, можно купить красноярское молоко. Что можно сказать о вкусе? Он есть! И это радует, ведь это пока единственный хороший образец. Надеемся, не последний.
Молоко "Солти" от ОАО "Кемеровский молочный комбинат" разлито в пластиковую бутылку. Под крышкой – фольга. Как в старые добрые времена! Пришлось приложить недюжинную силу, чтобы открыть ее, при этом искупав пальцы в молоке. Что-то не додумали производители. А вот содержимое бутылки, как и обещали кемеровчане, имеет ореховый вкус – из-за высокотемпературной обработки – и кремовый оттенок. Вкусно. Срок годности такого молока – 30 суток.
Еще один понравившийся образец – "4 кружки" от томского ЗАО "Том-мас", упакованный в картонный пакет, внутри которого алюминиевая фольга. Очень прочный, можно быть уверенным, что он не порвется по дороге домой. Жаль только, что, открыв его, придется переливать содержимое в банку или кувшин. Дегустаторы дали молоку наивысшую оценку.
Пастеризованного молока в продаже не так много. Из-за наших больших расстояний доставить его с завода через магазин покупателю, соблюдая жесткое условие его транспортировки и хранения – низкую температуру, удается не всегда. В результате такое молоко может прокиснуть уже на следующий день после покупки. Поэтому-то заводы и переходят на "долгоиграющую" продукцию. Даже молока "Российское", с увеличенным сроком хранения – 5 суток, мне удалось найти только 3 образца.
В лучшем положении "Милко" – завод находится в Красноярске, поэтому я купила молоко в тот же день, что оно было произведено. Это оказалось лучшим "российским" приобретением: приятный, слегка сладковатый вкус.
Чего не скажешь о продукции "Будь здоров" от ОАО "Назаровское молоко" – у него водянистый вкус. На таком молоке румянец вряд ли наешь. У инспекторов были замечания и по маркировке: плохо читается срок годности. До его окончания, кстати, оставался всего один день. А на прилавке, когда я покупала назаровскую продукцию, ее оставалось еще прилично...
Третий образец оказался самым плохим. Молоко из Боготола, обогащенное йодированным белком, вряд ли доставит кому-то удовольствие: у него прогорклый вкус. ООО "Боготол-молоко" не только покупателей не уважает, выпуская такую продукцию, но и себя тоже. На упаковке даже название производителя не указано. Нет и самой важной информации: о сроке годности.
Итоги дегустации, как видите, – неутешительные. Из 9 образцов только три не вызвали никаких нареканий. Какой дать совет после проведенного исследования – даже не знаю. Разве что заводить собственную корову на даче...