Руководитель службы по контролю за ценообразованием и размещением госзаказа
Служба по контролю за ценообразованием и размещением госзаказа действует при департаменте планирования и экономического развития администрации Красноярского края уже два с половиной года. Мы говорим с её руководителем о «черных списках» поставщиков и престиже работы с бюджетом.
Сергей Викторович, давайте начнем с самого общего вопроса – что такое госзаказ и для чего его контролировать?
Все то, что приобретается за счет бюджета, – от ручек и календарей, лекарств, питания и одежды для детских домов до автотранспорта и строительства социальных объектов – весь этот довольно значительный круг предметов и услуг в соответствии с федеральным законом №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» обязан закупаться посредством проведения торгов: конкурсов, аукционов или котировок. Это и есть госзаказ. Проводить такие процедуры – прямая обязанность заказчика. Все закупки, которые происходят за счет бюджета для краевых и муниципальных потребностей, оформляются только по данной схеме, другой схемы у нас не существует и не может существовать.
Согласно закону, правила игры едины для всех: в Красноярске они такие же, как в Хакасии, как в Москве, как на всей территории Российской Федерации. Необходимость в таких процедурах связана с тем, чтобы минимизировать влияние возможных коррупционных схем, что особенно актуально в свете последних событий: как вы знаете, только несколько дней назад президентом было принято очередное решение об усилении борьбы с коррупцией. Также эта система позволяет выбрать поставщика по наиболее оптимальному соотношению таких критериев, как цена, качество, срокам поставки. Подчеркну, что при проведении конкурса цена не всегда является основным фактором определения победителя. Дешевизна не всегда оправдывается.
Что вы считаете главным достижением службы за два года работы?
На сегодняшний день мы можем утверждать, что на территории Красноярского края краевые заказчики четко соблюдают закон. Это заслуга как их самих, так и нашей службы, являющейся тем официальным органом исполнительной власти краевой администрации, который осуществляет контроль за размещением госзаказа. Это наша общая задача, и с ней, на данный момент, мы справляемся. Есть еще недочеты, конечно, которые предстоит исправить. Во многом это касается конкурсов, проводимых в муниципальных образованиях – с октября прошлого года на нашу службу были возложены дополнительные полномочия по контролю и за ними, до этого мы занимались только краевым бюджетом.
Тем не менее, в результате двух лет работы службы снизилось количество нарушений, выросло качество проводимых конкурсных процедур, была достигнута существенная экономия бюджетных средств. Практически нет таких нарушений, которые можно назвать «громкими». Основные недочеты связаны с процедурами проведения конкурсов и, к сожалению, с несовершенством законодательства. Закон довольно часто меняется, только недавно были приняты сразу 150 поправок, которые кардинальным образом изменили некоторые подходы. Специалисты иногда просто не успевают вникать в нюансы изменений. Нарушений по умыслу, прямому или косвенному, практически не встречается. Эффективное использование бюджетных средств – основная наша задача. И она решается. Но это заслуга не только службы – это общая работа всех органов исполнительной власти, занимающихся вопросами госзаказа. Мы работаем единой командой.
А каков общий объем закупок, оформляемых по государственному заказу в нашем крае?
В 2008 году примерная сумма средств, выделяемых на приобретение товаров и услуг по госзаказу, составила около 25 млрд. рублей. За их проведением следят восемь сотрудников отдела службы. На нас также лежит ответственность за контроль размещения государственного и муниципального заказа на территории Красноярского края, за рассмотрение жалоб и отчетов по исполнению контракта. Только за первые четыре месяца 2008 года по выявленным нарушениям службой выдано 52 предписания. Все это очень большая работа.
Расскажите о нарушениях, которые вы все-таки выявляете.
Как я уже сказал, чаще всего проблемы выявляются при проведении торгов в муниципальных образованиях. Здесь много причин, в том числе и нехватка специалистов, которые бы качественно проводили конкурсы. Мы постоянно ведем с ними консультации. И наказывать приходится. Глава Партизанского района, к примеру, оштрафован на 30 тыс. рублей, составлены административные материалы в отношении глав Дивногорска, Иланского и Мотыгинского районов. Санкции предъявляются и в адрес руководителей соответствующих структурных подразделений районных администраций. Уже были наказаны начальники отделов Манского района, Лесосибирска. Мы плотно сотрудничаем с прокуратурой края и территориальными органами прокуратуры. Сумма контрактов достигают сотен миллионов рублей. Око государево не дремлет.
Размещение госзаказа контролирует также Федеральная антимонопольная служба. Как Вы взаимодействуете с ними?
УФАС, как орган исполнительной власти Российской Федерации, кроме контроля за краевым и муниципальным госзаказом, занимается еще и контролем за размещением федеральных средств. Наша служба таких полномочий не имеет. ФАС действует в основном по жалобам, у нас же больше плановой работы, мы стараемся направить основные силы на предупреждение нарушений. Кстати, почему-то так сложилось, что когда дело касается размещения заказа за счет краевых средств, недовольные участники торгов с жалобами чаще обращаются в ФАС. Дескать, лучше обращаться к «федералам», чем жаловаться краевым чиновникам на их «коллег». Замечу: и УФАС, и наша служба руководствуется одним законодательством.
Чего обычно касаются жалобы?
Иногда под сомнения ставится законность выдвинутых заказчиком условий. Допустим, наличие в собственности у будущего поставщика какого-то специального автотранспорта. В законе такое условие не предусмотрено, в нем четко прописаны критерии, по которым мы можем выбирать участников торгов. Если жалоба окажется обоснованной, мы вынесем предписание заказчику, который организовал эти торги, и он будет обязан внести изменения в процедуру – удалить незаконное требование. Бывают еще нарушения по срокам: конкурс проходит 30 дней, а заказчик решил провести его за 20, это тоже незаконно. Могут быть ошибки в самой процедуре проведения торгов, уже на вскрытии конвертов. Пока жалоба рассматривается, заказчик не имеет права подписывать контракт, иначе его ждут штрафные санкции, признание сделки недействительной и расторжение контракта.
Но, отмечу, за два года работы у нас не было ни одного такого случая: никому из наших заказчиков даже в голову не приходило нарушить предписание. Кстати, по всем рассмотренным жалобам ни одно наше решение не было оспорено.
А заказчики на что жалуются?
Если поставщик не исполняет что-то из обязательств, предусмотренных уже заключенным контрактом, то заказчик вправе предъявить ему все санкции, предусмотренные законом – вплоть до расторжения контракта, выставления неустойки или других штрафов. Еще одна действенная мера – это внесение компании, с которой был расторгнут контракт из-за невыполнения ей условий сделки, в реестр недобросовестных поставщиков. В результате в течение двух лет участие такой фирмы в каких-либо торгах за счет средств федерации, субъекта или муниципалитетов становится невозможным. Этот реестр – единый для всей страны. Серьезные, крупные компании дорожат своим участием в госзаказе и возможностью поставлять продукцию для государственных нужд. Эта возможность дает немало преимуществ: гарантированный рынок сбыта и гарантированную цену по конкурсу; кроме того, заказчики будут рассчитываться с поставщиками строго в установленные контрактом сроки, и не возникнет никаких задолженностей. Работать с бюджетом стало не только довольно выгодно для компании, но и престижно.
Сколько красноярских компаний оказались в списке недобросовестных?
Около 20 – это не больше и не меньше, чем в других субъектах. ФАС начала вести реестр только с прошлого года, а до этого им занималась наша служба. Мы довольно серьезно подходили к этим вопросам, и работа была очень щекотливая. Ведь поставщик не всегда сам виноват в том, что он не исполняет какие-то обязательства по контракту. Был один случай: на заводе произошло техногенное ЧП, кажется, пожар, и компания просто не могла выпускать свою продукцию. В таких ситуациях, мы считаем, нельзя включать поставщика в «черный список», это были обстоятельства непреодолимой силы. Другое дело, если поставщик не выдерживает условия контракта без извиняющих причин, например, необоснованно поднимает цену. Такие фирмы мы вносим в реестр с чистой совестью.
А бывает так, что, попав в «черный список», ненадежный поставщик просто перерегистрируется под новым названием и вновь выйдет на рынок?
Да. К сожалению, способ противостоять таким действиям участников отсутствует, законодатели упустили его из виду. Мы пишем об этом, обращаемся в министерство. Но все-таки закон предусматривает некоторые меры, которые мы можем выставить: по возможности мы отсекаем таких поставщиков еще на уровне подачи заявок, отсеиваем так называемые «фирмы-однодневоки». Такое право закон дает, и мы активно им пользуемся.
Большинство компаний-поставщиков, которые участвуют в краевых конкурсах – это местные производители или импортеры из других субъектов федерации?
Основная часть поставщиков – это наши, краевые производители. Единичные случаи поставок из других регионов связаны, как правило, с фармацевтикой. Немалая доля компаний – это субъекты малого бизнеса, которые занимаются поставкой продуктов; с нами активно работают и индивидуальные предприниматели.
Больной вопрос – питание в учреждениях образования и здравоохранения…
Есть определенный утвержденный перечень, где указаны все нормы питания, вплоть до килокалорий, и на его основании составляются заявки. Например, ребенку нужно в день 20 г масла: умножаем это количество на количество детей в каком-то учреждении, получаем, допустим, 100 кг масла в месяц. Так формируется заявка. А за качеством продуктов питания ответственные структуры следят строго. В основном, повторюсь, все покупается у местных, проверенных производителей.Как обстоит ситуация с размещением госзаказов на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера?
Хорошо. У администрации края накоплен уникальный, богатый опыт по их размещению. На сегодняшний день не было еще ни одного сбоя. А сложность поставки действительно высокая: скажем, привезти все товары в Туруханский район по «большой воде» можно только в течение двух недель. Но, повторю, не было, и надеюсь, не будет ни одного форс-мажорного случая. Все заявки подаются вовремя, конкурсы проводятся вовремя, и так как навигация открыта, первые поставки этого года на Север уже пошли.
Беседовала Елена Шлома