Строго говоря, творческий сезон в крае завершится в конце июля. Впереди у нас еще фестиваль «Саянское кольцо» и гастроли двух краевых театров — Минусинского драмтеатра в Норильске и Норильского в Красноярске. Но уже сейчас можно подвести основные итоги. И самое главное — радостей и приятных открытий этот сезон доставил куда больше, чем огорчений.
Начинание сезона
Самый масштабный проект — Красноярская ярмарка книжной культуры (КрЯКК), инициированная Фондом Михаила Прохорова. На ней побывало больше 10 тысяч посетителей, 12 тонн книг разошлись влет — спрос превысил предложение. Самое отрадное — обещают, что событие станет ежегодным. И ожидается, что на следующей ярмарке будет представлено еще больше изданий.
Кстати, КрЯКК породила еще одно интересное начинание — фестиваль современной драматургии «Драма. Новый код» («ДНК») в Красноярском театре им. Пушкина. На ярмарке «пушкинцы» впервые устроили для публики чтение современной драматургии в лицах. Идея нашла отклик, что вылилось в фестиваль. Хочется надеяться, что он также станет доброй традицией.
И, наконец, еще один проект — «МОНОлогика» Красноярского отделения Союза театральных деятелей России. Теперь у наших театралов будет возможность увидеть лучшие моноспектакли ведущих российских актеров. «Первой ласточкой» проекта стала сказка лауреата Национальной театральной премии «Арлекин» Петра Зубарева «Иваново сердце». А сама «МОНОлогика» должна стать неким противовесом местной антрепризе, насквозь коммерциализированной — авторские работы наших актеров ныне далеки от каких-либо художественных поисков. Как с грустной иронией заметил известный театральный критик Олег Лоевский, «бабло победило зло»…
Дебют сезона
Солистка музкомедии заслуженная артистка России Наталья Горячева в роли Селии Пичем в «Трехгрошовой опере» театра им. Пушкина. Благодаря чему многие открыли для себя эту прекрасную драматическую актрису. И, думается, она нас еще не раз приятно удивит в этой ипостаси.
А из молодых дебютантов стоит выделить минусинского актера Артема Лопатина и «пушкинцев» Ирину Костенко и Сергея Даниленко — многообещающие имена.
Сольная программа сезона
Не было равных примадонне Красноярской музкомедии заслуженной артистке России Валентине Литвиной. Ее бенефис — самая изысканная и стильная программа на сцене музкомедии как минимум за последние лет десять. Удивительно, что до сих пор в театре на нее не поставлен спектакль по венской классике. Такие артистические возможности пропадают зря!
Юбилей сезона
Сразу несколько грандиозных дат — 160-летие со дня рождения В.И. Сурикова, 125-летие Минусинского драмтеатра и 100-летие — Канского. В честь великого сибирского художника не стихали торжества всю зиму — выставки, конференции, всевозможные акции. Но, такое ощущение, что это событие имеет значение лишь для небольшой прослойки горожан. А 80 процентов красноярцев, согласно одному из опросов, понятия не имеют, кто такой Суриков…
Также среди юбиляров сезона — руководитель Красноярского камерного оркестра Михаил Бенюмов и старейшая актриса театра им. Пушкина народная артистка России Екатерина Мокиенко (65 лет на сцене!).
Визит сезона
Многие выдающиеся творческие личности побывали в Красноярске впервые — дирижер Михаил Плетнев с Российским национальным оркестром, писатели Владимир Сорокин и Виктор Ерофеев, художник Михаил Шемякин, американский гитарист Эл ди Меола, — и это лишь немногие из известнейших имен. А осенью в гостях ожидаются Лев Додин, Михаил Жванецкий и Людмила Улицкая — следите за афишей.
Гастроли сезона
Красноярская опера впервые за много лет отправилась в длительный гастрольный тур, по городам Англии. Сразу с тремя премьерными спектаклями — «Богемой», «Травиатой» и «Мадам Баттерфлай». Как уверяет художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета Сергей Бобров, после возращения мы артистов не узнаем.
А «Свободный балет» Валерия Терешкина получил Гран-при и приз зрительских симпатий на V Европейском фестивале джазового танца в Чехии. Коллектив представил на нем новую программу «My Fosse», посвященную знаменитому американскому балетмейстеру Бобу Фоссу.
Назначение сезона
Солист Большого театра заслуженный артист России Марк Перетокин возглавил балетную труппу Красноярского театра оперы и балета. Чем удалось соблазнить именитого московского артиста, Сергей Бобров не разглашает. Но, думается, немалую роль сыграли творческие достижения нашего балета — руководить такой труппой не зазорно.
Премьера сезона
Самая представительная номинация. В этот раз пальму первенства поделили «Чайка» театра им. Пушкина и «Черный тополь» Минусинского драмтеатра. В краевой драме вообще на редкость удачный сезон - ни одной проходной постановки. Четыре интересных премьеры у главного режиссера театра Олега Рыбкина, на малой сцене настоящим потрясением стал спектакль Алексея Крикливого «Похороните меня за плинтусом».
Грядущей осенью у театра сразу три поездки на фестивали (два из которых - международные) и большие гастроли по окончании следующего сезона. Тем сильнее недоумение от откровенного невнимания к театру краевого начальства. За весь сезон руководитель краевого агентства культуры Зоя Благих побывала лишь на одной премьере «пушкинцев» - «Трехгрошовой опере».
Не удосужившись посетить ни фестиваль «Театральная столица», ни «ДНК». Столь демонстративное безразличие выглядит уже просто неприличным. Особенно на фоне нескрываемого покровительства театральному аутсайдеру - Красноярскому ТЮЗу под руководством Андрея Няньчука. Режиссера, не поразившего публику ни одним мало-мальски удачным спектаклем.
Надувательство сезона
Именно такой характеристики заслуживает «Маленький принц» в постановке Няньчука — мюзикл, пропиаренный с подачи краевого агентства культуры как весьма значительное событие. А на деле — очередная фикция, мыльный пузырь. Спектакль, по оценкам ведущих театральных экспертов России, не имеющий никакого отношения к театру — так, шоу для ночных клубов. Обойденный вниманием критиков как на краевых конкурсах, так и на I Межрегиональном фестивале спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот». Зато обошедшийся в немалую сумму: сначала говорили, что стоимость постановки — полтора миллиона рублей, потом вдруг прозвучала цифра в два раза большая. Благо, затраты не из краевой казны — дар лично губернаторский. Хотелось бы еще понять, кто же надоумил главу края вложиться в столь нерентабельный и неконкурентоспособный проект…
Провал сезона
И все-таки эта антипремия не у «Маленького принца» — в нем есть хотя бы зрелищность, яркая картинка. ТЮЗ переплюнула музкомедия со своей последней премьерой «Оскар» на музыку Марка Самойлова. Иначе как халтурой постановку заезжего режиссера Владимира Кучина не назовешь. Такое ощущение, что постановщик хотел показать нечто гламурно-эротическое, на потребу публике, вообще далекой от театра. Но даже с этой задачей не справился — все на редкость занудно, без антрепризного драйва. Ни эротики, ни гламура, ни вообще какой бы то ни было внятности подачи — трехчасовая скука. Остается только посочувствовать актерам, вынужденным выходить на сцену в подобной безвкусице. И зрителям, теряющим после таких вот постановок доверие к театру. Особенно жаль это было наблюдать после прошлогодней удачи театра — мюзикла «Скрипач на крыше». Единственное, что утешает — в следующем сезоне мы «Оскара» в репертуаре музкомедии уже не увидим.
Недоразумение сезона
К счастью, благополучно разрешилось. Николая Покотыло в статусе главного режиссера Красноярского театра музкомедии мы тоже не увидим. Его имя с обозначением этой должности поторопились внести в программки, но в итоге руководство театра все-таки отказалось заключать с ним контракт. К облегчению коллектива, накануне своего 50-летия и без того переживающего непростые времена, вступающего в новую, автономную форму управления с рядом нерешенных творческих проблем. И многолетнее отсутствие художественного лидера — сильного, яркого, способного по-настоящему увлечь труппу своими идеями и найти собственное лицо театра, определить его место в театральном пространстве края и страны, — на сегодня самая серьезная проблема театра. Однозначно, что Николаю Покотыло, после двух провальных постановок за сезон (его «Овода» и «Снегурочку» в пух и прах разнесли критики) такая задача была бы явно не по плечу.
Елена КОНОВАЛОВА, «Вечерний Красноярск»
Фото Александра Паниотова, Семена Алексеева и Андрея Минаева