Главная
>
Статьи
>
Алексей Федосеев: «Наш конек – это комплексный подход»

Алексей Федосеев: «Наш конек – это комплексный подход»

17.10.2008
1

В Красноярске состоялся Первый Красноярский форум финансовых директоров. Топ-менеджеры обсудили вопросы бюджетного управления и познакомились с опытом внедрений российских компаний. Алексей Федосеев, генеральный директор ГК «ИНТАЛЕВ» — организатора мероприятия — считает, что даже компаниям с квалифицированным персоналом, если они хотят получить быстрый и гарантированный результат, лучше передоверить процесс постановки и автоматизации бюджетирования в своей фирме сторонним консультантам. В плюсах и минусах разных подходов попытался разобраться наш корреспондент.Алексей Федосев

- Алексей, ради чего проводился форум?
- Данный форум — это попытка создания площадки для консолидации финансового топ-менеджмента. Кстати, мы регулярно проводим подобные мероприятия по самым различным направлениям ведения бизнеса. Хотя в Красноярске впервые. В данном случае мы решили поднять тему бюджетного управления на предприятии. На мой взгляд, правильно выстроенный процесс бюджетного управления — это одна из составляющих успеха компании. К слову, мероприятие не носит характера строгого обучающего семинара. Скорее всего, это некий взаимовыгодный обмен опытом между специалистами. Мы делимся своим опытом, красноярцы — своим. Думаю, такое общение полезно всем. Вообще, финансовые директора — люди занятые и у них не так много мест, где они могут встретиться и узнать о каких то новых подходах в своем деле.

- Все-таки поясните, почему бюджетному управлению нужно было посвящать целый форум? Я вот считал, что это хоть и чрезвычайно скрупулезное дело, но все-таки достаточно простое? Получил прибыль, распределил расходы, что куда, на какие цели и процветай?
- На самом деле все так и есть. На первый взгляд. Однако вот как раз с тем, чтобы распределить все правильно с учетом ситуации на рынке, анализа принятия тех или иных решений и возникают проблемы. Те вложения или направления, которые выгодны сейчас, через несколько лет могут оказаться совершенно невыигрышными.
К тому же не все так просто как кажется. Ведь бюджетное управление — это не только внутренний процесс управления предприятием. Да, на определенном уровне все так и есть. Вы получаете, распределяете, планируете — делаете процесс максимально прозрачным и понятным. Но для некоторых, в особенности крупных, компаний бюджетирование и учет, к примеру, по международным стандартам — это неотъемлемое условие публичности, привлечения инвестиций. На этом уровне компания уже вкладывает в управление финансами для того, чтобы в будущем получить еще большую прибыль. Очевидно, что понятное и прозрачное предприятие вызывает больше доверия у инвесторов.

- Ну вот опять же, по моему это естественный процесс? Почему этому надо учить, здесь есть какие то секреты?
- Как бы это не было естественно, опыт показывает, что очень многие компании не имеют подобных систем управления. Конечно, они планируют расходы, доходы. Но весь вопрос заключается в том, чтобы распределить все наиболее оптимально для достижения того или иного результата. Опыт показывает, что под этим естественным процессом компании понимают просто бюджетный учет, а не управление.
Простой пример. Допустим, компания строит дом. Что выгоднее — продать дом на этапе строительства и достраивать его за счет вложений будущих жильцов или взять кредит в банке? В первом случае вы продаете квартиры по низкой стоимости. Во втором случае — по более высокой, но придется и банку проценты платить. Дилемма. И на самом деле таких ситуаций выбора в сегодняшнем бизнесе — миллион. Я привел простой пример, а представляете, если решения приходится принимать руководителю крупного холдинга, где несколько предприятий на каждом из них по двадцать цехов и тысячи наименований продукции. Обобщить и проанализировать все это — большая работа. При этом полагаться на мнение или стремление каждого цеха в отдельности — ошибочно. Руководитель должен мыслить стратегически и понимать, что если сегодня какому то предприятию придется сократить расходы, то в будущем это может принести большие прибыли.
Все это не так просто. Бюджетирование — это целая мозаика, состоящая из множества составляющих: обучение персонала, внедрение информационных систем и т.д. Согласен, многие предприятия и без того живут неплохо, принимая решения на основе опыта, интуиции… Но системный подход, поверьте, приносит гораздо большие результаты.

- И как вы оцениваете уровень красноярских финансовых директоров?
- Честно, не вижу разницы между Москвой и вашим городом. Это показательно. А то ведь вечно говорят, что в столице — все самое-самое. Здесь я понял, что нет. К слову, в большинстве других городов разница чувствуется.
В Красноярске у нас не получилось игры в одни ворота, когда мы только рассказываем и учим. Красноярцы задавали вопросы и делились своим мнением. Мы даже почерпнули некоторые моменты и, уверен, будем их использовать в дальнейшей работе. Думаю, столь высокий уровень объясняется развитостью конкуренции и поддержкой властных структур.

- Ваша компания предлагает консультационную поддержку в направлении бюджетировнаия. Вы предлагаете, какой то особый подход или владеете секретом?
- Основной секрет — это 12 лет работы на рынке. В остальном, все сводится к четкой отлаженной технологии работы и опыту реализации многих проектов в различных областях. В третьих, наша компания предлагает комплексное решение. В зависимости от потребностей заказчика мы можем обучить персонал, предложить консультантов для оптимизации системы управления. При необходимости мы можем помочь и с автоматизацией этого процесса и дальнейшим сопровождением. Таких консультантов на рынке достаточно мало. Насколько мне известно, в Красноярске и крае таких услуг не предлагает ни одна компания.

Это и понятно, потому что то, что мы предлагаем, достаточно сложно. Тут нужны разноплановые специалисты. Это помогает получать клиенту единый комплекс из одних рук, а не метаться в поисках того или иного профи, выслушивая и путаясь в мнениях каждого.

- В каких отраслях может быть интересно ваше предложение?
- Да в любых. От сферы услуг до строительства и металлургии. Система планирования и управления — это очень сложный процесс и включает в себя, как я уже говорил, множество составляющих. В торговле, например, очень многое зависит от взаимоотношений с клиентом. Мы можем помочь выработать наиболее оптимальную модель и обучить персонал компании. В строительстве сейчас множество нюансов. Отрасль активно развивается, однако обойтись старинным «бери больше, кидай дальше» здесь уже нельзя. На одних объемах тут не проедешь. Нужно не просто строить, а строить то, что нужно клиенту, строить с прибылью. В условиях, когда рост цен остановится, а затраты — нет, планирование приобретает особенную актуальность. Умение не просто строить, а продавать то, что нужно, и нужному клиенту. К слову, в том же строительстве сейчас имеют мало представления о том, как грамотно обслужить клиента. Построили — и все: покупайте. А ведь к каждому свой подход нужен и это тоже должно подчиняться стройной логической системе.

- Кто является вашим потенциальным клиентом, малый, средний или большой бизнес. И много ли их сейчас в Красноярске?
- Сейчас немного, ведь мы недавно зашли на местный рынок. Но я уверен, что через неделю их будет очень много. Об этом свидетельствуют проведенные здесь же на форуме переговоры.
А нашего клиента мы меряем не по признаку «больше-меньше», а по амбициям. Большой и неповоротливый склонен почивать на лаврах. И в большинстве случаев такие предприятия не обращаются к нам. Согласен, так можно протянуть, и причем достаточно долго, но может ли такое предприятие считаться успешным? На мой взгляд — нет. С другой стороны — небольшая компания, которая стремится к росту, скорее всего, обратится к нам. Главное — амбиции и желание быть успешным. А это целая наука и мы досконально изучили ее.

Справка

Группа компаний «ИНТАЛЕВ» — международная консалтинговая компания, специализирующаяся на внедрении современных систем управления. Компания является одним из лидеров российского рынка консалтинга и автоматизации в области стратегического, процессного, финансового управления. «ИНТАЛЕВ» входит в TOP-100 консалтинговых компаний России.

ГК «ИНТАЛЕВ» создана в 1996 году силами команды экономистов из Санкт-Петербурга. Высокий профессионализм сотрудников компании способствовал ее росту и быстрому продвижению на рынке. В настоящее время офисы «ИНТАЛЕВ» расположены во всех Федеральных округах России, а также в Украине и Казахстане. В партнерскую сеть входят компании из России, стран СНГ, Азии, Восточной Европы, Южной Африки. На данный момент в компании работают более 200 человек.

Среди ключевых клиентов «ИНТАЛЕВ»: ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СИТРОНИКС», X5 Retail Group, ЗАО «Система Галс», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», ОАО АК «Якутскэнерго», «Домостроитель», ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» и многие другие. Отзывы компаний можно посмотреть здесь.

Компанией успешно реализовано более 600 проектов по постановке и автоматизации современных систем управления в таких отраслях как строительство, девелопмент, оптовая и розничная торговля, дистрибуция, энергетика, пищевая промышленность, металлургия, текстиль, транспорт, телекоммуникация, образование, здравоохранение, туризм. Осуществлено свыше 1000 внедрений управленческого программного обеспечения. Курсы бизнес-обучения «ИНТАЛЕВ» прошли более 5000 руководителей среднего и высшего звена.

Компания регулярно получает высокие оценки в профессиональных рейтингах («Рейтинг DSS Consulting», «Эксперт», «Коммерсант»).

Беседовал Марк Захаров, фото Александра Паниотова

Рекомендуем почитать