Главная
>
Статьи
>
Сергей Иванников: «Театр должен удивлять»

Сергей Иванников: «Театр должен удивлять»

27.10.2008
1

На свое 70-летие Красноярский краевой театр кукол выпустил новую премьеру — «Пиковую даму» по А. С. Пушкину. Пиковая дама в театра куколЕе постановщик, новый главный режиссер театра Сергей Иванников, уже известен красноярским зрителям по другим удачным постановкам — «Гадкий утенок» и «Зайку бросила хозяйка». И хочется надеяться, что под его руководством не только расширится репертуарная политика театра, но и у публики изменится само представление об этом искусстве.

Как нужно сегодня развиваться театру кукол, чтобы идти в ногу со временем, быть интересным как маленьким зрителям, так и взрослым?
Я думаю, театр должен удивлять. Обязательно. Ставишь ли ты Пушкина или Ершова, для взрослых или для детей — нет разделения, каждый спектакль должен становиться явлением. Без этого никак нельзя. А темы, авторы или пьесы могут быть любыми. Лишь бы режиссер увидел в этом что-то привлекательное, чтобы можно было направить какой-то посыл зрителю. Все зависит от того, насколько сам материал зацепил режиссера, увидел ли он в нем нечто особенное. А других правил, как мне кажется, нет.

Сергей ИванниковА как насчет условного разделения на фестивальные спектакли и на спектакли для массового зрителя? Присутствует ли оно в кукольном театре?
Присутствует, поскольку театру кукол тоже приходится зарабатывать. А какие-то экспериментальные постановки не всегда привлекательны для широкой публики. Поэтому приходится планировать — вот эту работу можно было бы отправить на «Золотую маску» или еще на какой-нибудь солидный фестиваль, но нельзя забывать и о текущем репертуаре. Хотя это не значит, что его надо делать плохо. И потом, вы знаете, мне не раз приходилось сталкиваться и с другим — спектакль, который задумывался как творческий эксперимент, вдруг становился популярным и широко востребованным. Это все очень непредсказуемо.

К слову, о популярности. В советские времена из кукольных театров в нашей стране знали, пожалуй, только театр Образцова. А насколько изменилось представление об этом искусстве с тех времен?
Очень сильно изменилось. Хотя и во времена Образцова в СССР были другие театры, другие школы. Но их почему-то не замечали. Театр Образцова был этакой советской визиткой, он объехал весь мир. И кроме его спектаклей, по телевизору другие кукольные постановки не показывали. Они были известны в основном жителям тех городов, где работал тот или иной кукольный театр. Другое дело сейчас — появилось множество фестивалей, театры выезжают за границу. Так что, думаю, кукольный театр в России очень неплохо развивается.

Несмотря на дефицит актеров и режиссеров, работающих в этом жанре?
Мне кажется, такое представление иллюзорно — есть и режиссеры, и актеры. Проблема скорее с главными режиссерами. Их действительно зачастую не хватает — во всех театрах, — потому что руководить труппой значительно сложнее, чем ездить на постановки. А когда есть главный режиссер, и актеров можно приглашать. В некоторых театрах есть проблемы с цехами — не хватает хороших мастеров-кукольников, потому что их нигде специально не учат. Но мне всегда везло — и в абаканской «Сказке», где я проработал несколько лет, и в Красноярском театре кукол сильные цеха. Единственное, что повсеместно дефицит на конструкторов кукол — это штучная профессия. И очень значимая. Например, после того как погиб конструктор из Иркутского кукольного театра, наш спектакль там получился недоделанным, не таким, как я задумывал… Слишком уж сложная в нем задумывалась система кукол.

Сергей, а насколько, на ваш взгляд, вообще исследованы возможности кукольного театра? Что-то новое появляется?
Мне кажется, все уже придумано. Но при этом что-то новое, неожиданное все равно рождается. Творческий поиск не прекращается, и художники нередко экспериментируют на основе той или иной куклы. Очень много разновидностей марионетки или планшетной куклы, их всевозможных модификаций — в зависимости от задач, которые выполняет кукла. У того же Петрушки основа прежняя — кукла надевается на руку. Но при этом она может значительно отличаться от своего исторического прообраза.

В сознании горожан Красноярский театр кукол — это преимущественно театр для маленьких детей, в отличие, например, от абаканской «Сказки». Вам не кажется, что здесь не хватает спектаклей для взрослых?
Каждый театр развивается по-своему, и в некоторых кукольных театрах вообще нет репертуара для взрослых. Здесь хотя бы есть Гоголь («Ночь перед Рождеством». — «ВК»), сейчас вот добавился Пушкин. Хотя я бы не сказал, что «Пиковая дама» — спектакль для взрослых. Он скорее для подростков — что, кстати, большой дефицит в любом театре, с подростковым репертуаром всегда проблемы. Но я вообще считаю, что спектакль должен быть интересен для всех — и для взрослого человека, и для ребенка. Всегда стараюсь работать так, чтобы зритель не остался равнодушным — независимо от возраста. Пусть это будет даже «Колобок» или какая-то другая широко известная сказка. В основном у меня постановки для семейного просмотра.

Вы не раз ставили спектакли по пьесам красноярского драматурга Александра Хромова. А как реагирует публика на незнакомые названия? Все равно, наверное, на «Дюймовочку» или на «Красную Шапочку» идут охотнее?
Абсолютно верно — от названия очень много зависит. Даже если спектакль плохой, на привычных «Трех поросят» неизменно будет аншлаг, билеты раскупят заранее. А спектакль по пьесе неизвестного автора раскручивается тяжелее. Но это уже задача администрации театра. В свою очередь удачная постановка всегда поднимает драматурга на какую-то новую ступень. Очень многое при этом, конечно, зависит от его контакта с режиссером. Если тандем сложился, они могут успешно работать всю жизнь. Как было, например, у Марка Захарова с Григорием Гориным. А после ухода драматурга из жизни этот режиссер ничего особенного больше не поставил… Счастливый случай — сошлись, увидели друг друга и сделали хорошую работу.

Какие задачи вы как новый главный режиссер театра сейчас перед собой ставите?
В первую очередь я бы хотел отсмотреть весь текущий репертуар, привести его в порядок. Предстоит большая работа. До сих пор этим заняться в полной мере не представлялось возможности — был занят выпуском «Пиковой дамы», где я не только режиссер, но и художник. Но с работой над репертуаром, с его обновлением, считаю, не стоит торопиться. К тому же у нас сейчас большие проблемы со вводами, нужно пополнить труппу. Например, накануне премьеры «Пиковой дамы» заболела актриса, и мне пришлось за три дня вводить на роль Лизы другого человека. Работа с репертуаром — долгий и трудоемкий процесс, рутинный, и, конечно, не очень интересно им заниматься, хочется делать что-то новое. (Улыбается.) Но это часть работы главного режиссера.

Нужны ли театру в репертуаре спектакли, которые можно было бы показывать где-то на выезде?
Вопрос — где именно? Если мы говорим о неспециализированных площадках вроде школ и детских садов, то такие спектакли, конечно, нужны, поскольку это дополнительный заработок для театра. Но их не должно быть много — это ни к чему. Подобные постановки — очень маленькие и компактные в художественном оформлении, как правило, на двух актеров. Собрал в чемоданчик кукол и реквизит, и никаких особых затрат. А на фестивалях такой спектакль не покажешь.

А с планами на ближайший сезон уже определились?
Я хочу сделать спектакль «Соседи» по пьесе Михаила Супонина «Как лиса медведя обманывала» — опять же это будет сказка для семейного просмотра. Есть в мыслях еще одна постановка, но с названием пока точно не определился. В декабре подготовим традиционное новогоднее представление, а в конце сезона у нас ожидается выпуск спектакля «Тедди» по пьесе Александра Хромова в постановке Дмитрия Вихрецкого. Думаю, эта постановка будет как раз очень интересна подросткам.

Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"

Рекомендуем почитать