Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Кто лучше для России - Обама или Маккейн?

Кто лучше для России - Обама или Маккейн?

05.11.2008
2

Если Барака Обаму изберут президентом США, он станет вторым после президента Дмитрия Медведева лидером государства, родившимся после периода «беби-бума». Оба они появились на свет в 60-е годы — намного позже неспокойного десятилетия после окончания Второй мировой войны, когда Соединенные Штаты Америки и Советский Союз деятельно занимались гонкой ядерных вооружений и расколом Европы.

Начало их карьеры свидетельствует о том, насколько сильно они отличаются от своих непосредственных предшественников — президента Джорджа Буша и премьер-министра Владимира Путина. Хотя Буш не воевал во Вьетнаме, на его молодые годы, проведенные частично в Национальной гвардии Техаса, наложила свой отпечаток эта борьба сверхдержав. А Путин, служивший в КГБ в небольшом городе в Германии, находился на переднем крае «холодной войны».

Обама, в отличие от Буша, в 80-е годы работал в пригороде Чикаго. Это было поле боя иного рода, которое возникло в ходе расовых волнений 60-х и 70-х годов. К тому времени, когда Обама начал свою трудовую деятельность, накал страстей угас, но проблемы остались. И его работа оказалась крайне важной для формирования новых идей, которые подчеркивали важность поиска решений не на расовой, а на социальной основе. Поэтому Обама может претендовать на то, что он является первым лидером США после эпохи расового неравноправия. Медведев, со своей стороны, провел 80-е годы, изучая юридические науки в Ленинграде. К тому времени, когда этот город вновь стал Санкт-Петербургом, его карьера сводилась к изучению и преподаванию права, но не к восхождению по иерархическим ступеням коммунистической партии. Хотя российское право отличается от англо-саксонской традиции, оно все равно формировало такую интеллектуальную систему, которая совершенно не похожа на партийную номенклатурную лестницу. По этой причине Медведев может претендовать на то, что является первым посткоммунистическим лидером России.

Следовательно, у Обамы и Медведева имеется потенциал для начала поистине современного этапа развития американо-российских отношений, который, наконец, оставил бы позади эпоху «холодной войны». Как показал трагический летний конфликт в Грузии, сделать это будет нелегко. После окончания боевых действий в Вашингтоне зазвучали голоса, утверждающие, что Россия это не заслуживающий доверия жестокий противник, которого необходимо сдерживать.

В Москве слышны не менее громкие голоса, утверждающие, что Соединенные Штаты упорно держатся за свой статус мирового жандарма, действуя, среди прочего, и в глубоком тылу России. Те бомбардировщики и военные корабли, которые Кремль направил в Венесуэлу, должны были продемонстрировать, что Россия будет осуществлять ответные действия на «заднем дворе» Соединенных Штатов, если те станут упорствовать в своей поддержке Грузии и Украины.

Обама и Медведев могли бы положить хорошее начало своим взаимоотношениям, приняв некоторые политические решения, позволяющие резко порвать с практикой и традициями «холодной войны». Например, хотя Обама к моменту завершения российским отрядом боевых кораблей учений у берегов Венесуэлы в середине ноября еще не примет на себя руководство американскими вооруженными силами, он вполне может предложить Пентагону пригласить российских военачальников сделать на обратном пути остановку в штабе Центрального командования во Флориде. Цель такой остановки — обсуждение насущных вопросов взаимодействия флотов двух стран, например, по устранению проблем пиратства, приобретающего крупные масштабы у берегов Сомали.

А Медведев, хотя ему придется отбиваться от кремлевских «ястребов», мог бы заявить, что Москве и Вашингтону следует начать совместную работу с Тбилиси по решению ряда безотлагательных вопросов. Контрабанда через Южную Осетию остается серьезной проблемой. Порой контрабандисты провозят через ее территорию самый опасный товар — ядерное топливо, которое можно использовать для изготовления ядерного оружия. Грузия и Россия взаимодействовали в рамках ООН в вопросе налаживания противодействия ядерной контрабанде, а теперь все три страны могли бы начать сотрудничество для решения этой страшной проблемы.

Два этих примера наглядно демонстрируют, что можно и нужно делать для преодоления наследия «холодной войны». Они показывают, что Россия и Соединенные Штаты могут сотрудничать, а не соперничать, причем даже в своих «задних дворах». Поскольку Обама и Медведев совершенно очевидно принадлежат к новому поколению политиков, они в качестве лидеров могут добиться успеха в разрушении старых стереотипов.

Роуз Готтемюллер работала в администрации президента Билла Клинтона директором отдела России, Украины и Евразии в составе Совета национальной безопасности, а также заместителем министра энергетики США по вопросам ядерного нераспространения (прим. ИноСМИ).

Роуз Готтемюллер, "The Moscow Times" (перевод ИноСМИ.ru)

Рекомендуем почитать