Главная
>
Статьи
>
Олег Табаков: «Главное – вовремя уйти от канонизации»

Олег Табаков: «Главное – вовремя уйти от канонизации»

24.11.2008
0

Наибольший ажиотаж на Красноярской ярмарке книжной культуры вызвал в этом году приезд Олега Табакова. На встрече с любимым актером буквально яблоку негде было упасть. В атмосфере всенародного обожания Табаков чувствовал себя комфортно. Шутил, охотно отвечал на вопросы и с удовольствием делился воспоминаниями о былом.

Детские годы

- До воскресенья 22 июня 1941 года детство у меня было счастливым. Я был единственным ребенком в семье русских интеллигентов в первом поколении. А когда началась война, счастливое детство прервалось. И началась жизнь, которой жила моя страна. Однажды, помню, до того был голодный, что украл из духовки сухарик. Сестра и ее подруга принесли из школы сладкие коржики — резали их на кусочки и сушили. И я не устоял…

До 8-го класса был отлОлег Табаков, фото Александра Паниотоваичником. А потом хвастать особо нечем. Мама народной артистки России Лилии Михайловны Толмачевой была моим классным руководителем, преподавала у нас физику. Видимо, она поняла, что я ни на что другое, кроме как на лицедейство, не гожусь, и махнула на меня рукой. Даже при наличии нескольких двоек по физике всегда каким-то странным образом выводила мне тройку. (Улыбается.)

Большая семья

- Есть ли у меня мечта?.. Мечта была раньше. Так получилось, что когда папа вернулся с войны, у него была новая семья. Мама работала на двух работах, чтобы прокормить нас с моей сводной сестрой. И когда мы втроем садились ужинать, мне очень не нравилось, что нас за столом так мало. Когда я бывал в гостях у моих сверстников, иногда у них за столом сидело 7—10 человек. И я мечтал: вот вырасту и уж столько детей настрогаю! (Смеется.) Но моя первая жена (Людмила Крылова. — Е. К.), очаровательная женщина совсем маленького размера (у нее было амплуа травести), родив двоих, затормозила этот процесс. Так что не вышло у меня поначалу с большим семейством. Правда, сейчас у меня уже четверо детей и пятеро внуков. А мечта все равно жила, пускала метастазы. И тогда я начал учить детей.

Вернуться к преподаванию

- К сожалению, так сложилось, что я уже девять лет не преподаю. После ухода Олега Николаевича Ефремова мне пришлось заниматься служебными обязанностями еще и в Московском художественном театре. Но за эти годы жизнь довела буквально до отчаяния. Ведь как получается? Преподают обычно люди, сами играть не умеющие, — и такая проблема не только у нас, но и во всем мире. Сами понимаете, что из этого получается. Поэтому я должен вернуться к преподаванию.

В Москве удалось построить школу. Шестиэтажную, с пансионатом. Учиться в ней будут школьники, окончившие 9-й класс. Жить они будут на полном содержании московской мэрии. Туда можно поступать и иногородним. Но только, разумеется, талантливым. Где-то начиная с апреля отправлю эмиссаров по стране, а потом сам поеду проводить отбор. А в финале соберем в Москве человек 120 — из расчета пять кандидатов на место. Попросту говоря, это ремесленное училище. А еще в более отдаленном прошлом аналоги можно увидеть в Императорском Тенишевском училище. Или в Центральной музыкальной школе, в хореографическом училище Большого театра. Хочется помочь одаренным молодым людям по возможности рано пройти профессиональный отбор.

Ведь зачем нужна такая школа? Девица Яблочкина дебютировала на сцене 15 лет от роду. Впоследствии она возглавила Всероссийское театральное общество (ныне Союз театральных деятелей России. — Е. К.). А девица Ермолова дебютировала в 16 лет. Это выигрыш у судьбы, совершенно ни с чем не сравнимый. «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел», говоря словами Пушкина. И я не исключаю возможности, что мои ребята смогут выйти на сцену МХТ в 16 лет. Разумеется, если будет талант и потребность драматургического материала именно в такой индивидуальности и натуральности. Сережа Безруков начал играть в 19, Женя Миронов чуть позже.

Бог миловал от предательства

- К компромиссам отношусь с пониманием. Но вот от чего бог миловал, так от предательства — не вышло как-то у меня, вы знаете. Хотя ловушки такие попадались. Однажды, лет сорок назад, у Олега Николаевича Ефремова была полоса алкогольных отравлений. И второй секретарь горкома партии, милая дама с очаровательными формами, объясняла мне, что заступить на место Олега Николаевича в такой момент — не только не предательство, но и высшая форма патриотизма и гражданственности. Однако я с ней не согласился.

Заботы руководителя

- По-прежнему руковожу двумя театрами. Проблем никаких. Обычно мои коллеги начинают плакать, жаловаться, искать виновных — я этого не люблю, не мужское занятие. В «Табакерке» заполняемость зала сто процентов. Притом что театр хоть и подвальный, но 10—12 раз в месяц играет в тысячных залах — и тоже на аншлагах. В МХТ заполняемость немного ниже — 98,8 процента. А в 2000 году, когда я вызвался выполнять там служебные обязанности руководителя, посещаемость Художественного театра была вполовину меньше — 40—42 процента.

Когда принял этот театр, у некоторой части труппы были большие сложности с правилами внутреннего распорядка, с распитием алкоголя в неподобающих местах, с тушением сигарет о батареи. И все это было прекращено месяца за три. Жалко было, но увольнял. А тем, кто не нарушал внутренний распорядок, еще и годовое содержание выплачивал. И вообще, во всех театрах, которыми я занимаюсь, женщины получают на каждого ребенка по 6 тысяч рублей в месяц. Немного, конечно, но — чем богаты… А Женька Добровольская уже за четверых получает. Да и моя жена за двоих. (Улыбается.) К сожалению, части моих коллег, высоколобых, серьезных художников, недостает времени на подобные пустяки… Ну да господь с ними, не будем их осуждать — они ж художники.

В МХТ у нас три сцены — большая, малая и новая. Последнюю я легкомысленно построил на деньги одного богатого человека, который девять лет назад подарил мне миллион долларов. И, кстати, насчет отсутствия проблем я вам наврал. Проблема у меня одна — нужно построить филиал Художественного театра и успеть поставить на ноги новое поколение актеров. Они меня очень обнадеживают. В нашем самом последнем спектакле, по сказке Ершова «Конек-горбунок», среди 27 исполнителей только трое актеров старше сорока лет, да и то один из «Табакерки». Все остальные — зеленая молодежь, и режиссер ставил молодой, Женя Писарев. Нельзя на этом останавливаться.

Планов громадье

- Личных актерских планов у меня, к сожалению, нет. Не очень с ними удается — либо занимаешься делом, либо составляешь свои актерские планы. Я, конечно, пытаюсь совмещать одно с другим. Но тут уж как получается. В «Табакерке» скоро буду играть в «Женитьбе Фигаро». Естественно, графа. Жена (Марина Зудина. — Е. К.) будет играть графиню, Сережка Безруков — Фигаро. Ставить будет Костя Богомолов, он же сейчас заканчивает в подвале «Старшего сына».

А вообще планов у нас громадье. В «Табакерке» также ожидаются премьеры — «Голый король» Шварца и «Женитьба» Гоголя. В МХТ — «Крейцерова соната», пушкинская «Метель» в удивительно нежном изложении драматурга Сигарева, «Поручик Киже», «Трехгрошовая опера», «Царь Федор Иоаннович», «Дети солнца», «Мандрагора» Макиавелли. Так что милости просим к нам в гости.

Работать нужно!

- Я беру к постановке и современные пьесы, были бы они талантливые. Недавно вот прикупил две такие пьесы — драматургесс Дамскер и Рубиной. Но, к сожалению, сейчас на хорошие современные пьесы неурожай. Поэтому пытаюсь рекрутировать в дело прозу — например, нижнетагильского литератора Алексея Иванова, Захара Прилепина. Очень значительные для меня фамилии — и как для читателя, и как для человека театра.

И в наше, и в не наше время перспективно направление театра, которое позволяет зрителю сравнивать свой жизненный и эмоциональный опыт с жизненным и эмоциональным опытом театра. Это вообще особенность русского театра. А к авангардному театру отношусь с пониманием. Если он талантлив — что, правда, бывает редко — сразу стараюсь его прикарманить, то есть вовлечь в дело. И заставить работать не только авангардно, но и серьезно. Серьезно — не в том смысле, что веру предлагаю переменить. А — работать нужно, работать! Людям моего ремесла, даже успешным людям, самое главное — вовремя уйти от канонизации.

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать