Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Спасение отечественного автопрома

Спасение отечественного автопрома

13.01.2009
3

Вступило в силу постановление правительства о повышении ввозных пошлин на иномарки. Соответствующий документ премьер-министр РФ Владимир Путин подписал 5 декабря 2008 года. Решение кабмина поддержать отечественный автопром в период кризиса автомобилисты встретили акциями протеста, в ходе которых даже выдвигались требования об отставке Путина. Однако негативная реакция автомобилистов не стала преградой для вступления соответствующего постановления 12 января.

В российском кабмине уверены, что повышение пошлин на ввозимые в страну иномарки изменит потребительские предпочтения населения страны, и в результате россияне станут приобретать отечественные автомобили, что даст толчок к развитию российского автопрома.

До сегодняшнего дня абсолютный размер ставки таможенной пошлины на новые легковые машины составлял от 0,85 до 1 евро за 1 куб см объема двигателя — в зависимости от объема цилиндров движка. Повышенными пошлинами облагались иномарки старше семи лет — для них действовала ставка от 1,4 до 3,2 евро.

Теперь за ввоз нового авто придется уплатить от 1,5 до 3,6 евро за 1 куб см, а за подержанную машину — от 2,5 до 5,8 евро за «куб». Причем, что немаловажно как для покупателей бывших в употреблении иномарок, так и для продавцов-импортеров, возраст «подержанности» снизился с семи до пяти лет. Таким образом, ставки вырастут на 20—80 % — в зависимости от возраста автомобиля. Введение новых ставок импортных пошлин приводит к тому, что новые иномарки подорожают на 8—9 %, цена на подержанные машины, по прогнозам экспертов, вырастет примерно в полтора раза.

Отпугивая покупателей от подорожавших иномарок не российской сборки, правительство пытается помочь отечественным автопроизводителям, в частности, аккумулируя спрос населения на их продукцию: при покупке на сумму ниже 350 000 руб кабмин обещает субсидировать ставку по автокредитам (так делают во Франции), компенсируя банкам две трети ставки рефинансирования (8,7 %). В условиях падения покупательной способности населения и общего кризиса продаж традиционные отечественные марки и иностранные модели российской сборки, по прогнозам экспертов, могут завоевать около 70 % нашего авторынка.

К тому же у российских властей имеется сразу несколько разных рецептов оздоровления российских автопроизводителей. Действуя по примеру США (там GM и Chrysler получили 13,4 млрд долл, в будущем финансовом году планируется выделить еще 4 млрд долл), оно намерено прямо помогать автопроизводителям — в 2009 г выделено около 200 млрд руб.

Кроме того, Федеральная служба по тарифам (ФТС) 30 декабря 2008 г снизила почти вдвое тарифы на перевозку автомобилей на Дальний Восток, а Путин обещал РЖД платить из бюджета в течение двух лет по 70 000 руб за каждую доставленную на российскую окраину автомашину отечественного производства, в том числе и российских иномарок.

При этом Россия в отличие от Франции, Швеции и объединенной Европы (Еврокомиссия выделит автопроизводителям кредит в 5 млрд евро на научно-конструкторские работы) пока не намерена вкладывать средства в переоснащение отрасли и разработку новых, более безопасных и экологичных автомобилей, способных привлечь покупателей в будущем. В ближайшие год-два российские автопроизводители, благодаря прямой господдержке и валютной конъюнктуре, окажутся в плюсе.

Объявлено, что постановление вводится сроком на девять месяцев. Как отмечают эксперты, о том, что новые пошлины будут действовать в течение некоего ограниченного срока, было заявлено не случайно. Таким образом авторы правительственного постановления стараются упредить возмущение водителей и тех, чей бизнес связан с ввозом иномарок: дескать, это вынужденная мера по защите нашего автопрома в условиях кризиса. Причем правительство в этом случае действует незамысловато — с помощью «лобового» протекционизма. А борьба с последствиями кризиса, похоже, становится для власти своего рода индульгенцией для проведения сколь угодно жестких и непопулярных мер.

В свою очередь, автомобилисты (которые в декабре зарекомендовали себя в качестве едва ли не самой «протестно-активной» категории граждан), судя по всему, если и не готовы идти с властями в лобовую, то, по крайней мере, не собираются мириться с тем, что повышение пошлин на импортные машины стало свершившимся фактом. Федерация автовладельцев России намерена провести 1 февраля в Москве очередную акцию протеста. Столичные автовладельцы собирались выйти на митинг 8 января, но это мероприятие мэрия запретила, а устраивать несанкционированные акции по примеру дальневосточных коллег московские водители не готовы. Тогда же, 1 февраля, ожидаются митинги и протестные автопробеги в Иркутске и Хабаровске.

Тем не менее, власть похоже приняла во внимание декабрьские выступления дальневосточных автомобилистов: на первом в этом году пленарном заседании Госдумы, которое пройдет 14 января, депутаты обсудят «меры по снижению социальной напряженности в связи с повышением пошлин на ввоз иномарок».

Эффективны ли будут вводимые правительством меры покажут уже первые статистические данные по продаже отечественных машин в РФ в 2009 г.

Полная версия материала на сайте агентства Прайм-ТАСС

Рекомендуем почитать