Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
На бездорожье

На бездорожье

12.03.2009
1

Мировой финансовый кризис может помешать планам правительства страны по строительству дорог. Министр транспорта России Игорь Левитин на прошлой неделе заявил, что программы дорожных работ в условиях кризиса необходимо пересмотреть и оптимизировать. В рамках сокращения бюджетных расходов Минтрансу предписано снизить траты на 30%.

В декабре прошлого года правительство предписало всем ведомствам сократить незащищенные расходы в 2009 г. на 15%. Однако эта мера оказалась недостаточной, поэтому в текущем году министерствам дано предписание урезать расходы еще на 15%.

Федеральные чиновники постоянно говорят, что усилия по восстановлению рассыпающейся на глазах инфраструктуры советской эпохи являются ключевыми для поддержания на высоком уровне показателей экономического роста. Однако в Минтрансе и подконтрольном ему агентстве «Росавтодор» уже начата оптимизация расходов: финансирование строительства дорог сокращается на десятки миллиардов рублей, а запуск новых проектов переносится на несколько лет.

Без ремонта

В рамках сокращения бюджетных расходов Минтрансу предписано снизить траты на 30%: расходы могут сокращаться как за счет соответствующей федеральной целевой программы (ФЦП), так и за счет собственных затрат министерства, например на ремонт или премии.На бездорожье

Напомним, согласно действующей ФЦП в 2009 году бюджет должен потратить на автодороги 278 млрд руб., в 2008 году было потрачено 219 млрд руб. В апреле прошлого года правительство добавило автодорожной отрасли еще 117,2 млрд руб. на 2009 год.

Очевидно, что на транспортную ФЦП приходится большая часть расходов Минтранса, поэтому не удивительно, что под сокращение попала именно она. В этом году министерство сократит расходы на 120 млрд руб.: значительная часть этих средств — деньги, запланированные на строительство и ремонт дорог.

В «Росавтодоре» сетуют на то, что в связи с кризисом Россия выделяет меньше денег на развитие дорожной сети, а материалы, из которых эти дороги строятся: асфальт, битум и щебень, — не дешевеют. Кроме того, Игорь Левитин заявил, что планируется практически в два раза увеличить протяженность сети автомобильных дорог федерального значения — до 95 тыс. км. Необходимость ускорения темпов дорожного строительства продиктована тем, что рост числа пользователей дорог в России опережает правительственные программы, нагрузка на дороги увеличивается.
Некоторые предприятия Красноярского края уже почувствовали на себе, как финансовый кризис повлиял на развитие отрасли. Директор Красноярского филиала ГП «КрайДЭО» Владимир Эпов говорит, что с середины февраля текущего года сотрудники предприятия перешли на 4-дневную рабочую неделю.

- Сегодня работы просто нет, и неизвестно, какова перспектива: за 2 месяца техника никуда не выходила. Если удается найти работу у других заказчиков — это хорошо, вот скоро поедем в Уренгой. Уже месяц работаем по 4 дня в неделю, зарплату люди получат небольшую, — отмечает Владимир Эпов.

Бюджет уже не тот

Константин ЛяшкевичНачальник Федерального государственного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог „Байкал“ Федерального дорожного агентства» Константин Ляшкевич отмечает, что сокращение расходов наблюдается уже сейчас.

- Если говорить о федеральном финансировании, то у нас проведено сокращение расходов на 15% на вновь начинаемые объекты и на 12% — на переходящие. Красноярск получает средства на строительство дорог в основном из краевого бюджета. Не знаю, будет ли принято решение о поддержке из Федерации бюджетов муниципалитетов, как это делалось 2 года подряд. Планы такие были, однако финансовый кризис внес свои корректировки, возможности бюджета уже не те, что в прошлом году. Что касается сокращения, то речь шла о вновь начинаемых объектах: их количество сократили по всей России примерно на 15%, — говорит Константин Ляшкевич.

Он также считает, что новые объекты будут строиться, несмотря на финансовый кризис.

- В рамках федеральной целевой программы в текущем году мы начинаем строительство нового объекта в Нижнеингашском районе. Его даже не было в планах на этот год, но в районе очень тяжелая ситуация с дорогой, поэтому деньги нашли. Конечно, увеличить темпы строительства не получилось, однако на те объекты, которые должны быть закончены, средства будут выделены. К примеру, в Новосибирске начато строительство четвертого моста через Обь, торги проведены, и работы начались. Кроме того, в федеральном бюджете предусмотрены субсидии Красноярскому краю, однако количество объектов может быть пересмотрено в сторону уменьшения, — отмечает Константин Ляшкевич.

Справка «ВК»

В феврале 2009 года правительство Красноярского края утвердило долгосрочную целевую программу «Дороги Красноярья» на 2009—2011 годы. В рамках программы ремонт межпоселенческих дорог планируется провести в 256 населенных пунктах края, в которых проживает 96 тысяч человек. За три года действия программы зимним сообщением будет обеспечено 37 поселков, и к 2011 году в крае будет насчитываться 110 населенных пунктов с автозимниками. В рамках программы планируется создать устойчивую круглогодичную автотранспортную связь Нижнего Приангарья с центральными районами края. Всего за три года реализации программы из краевого бюджета планируется выделить свыше 17 млрд рублей: в том числе в 2009 году — 4,9 млрд руб., в 2010-м — 6,2 млрд руб., в 2011-м — 6,4 млрд руб.

Цифры

По данным «Росавтодора», в 2009 году уже сокращены на 14% объемы финансирования по эксплуатации дорог по сравнению с 2008 годом. Снижены более чем на 15% субсидии по федеральной целевой программе по строительству дорог. Что касается самих регионов, то субъекты уже существенно снизили финансирование дорог: 26 регионов сократили их на 40%, а в 5 субъектах полностью исключили дорожную статью из своего бюджета. К примеру, в 2008 году в Челябинской области на дорожное строительство было выделено 10,3 миллиарда рублей, в 2009 году — всего 1,3 миллиарда.

Дмитрий Иванов, "Вечерний Красноярск"

Рекомендуем почитать