Шотландский автор Ирвин Уэлш в общении с прессой частенько говаривал, что не знает, о чем будет писать в следующий раз. Похоже, специалист по героиновому шику и будням пролетарских гетто не кокетничал. Последняя его книга, «Преступление» — это очень обстоятельный и учтивый заход на территорию жанровой литературы, а конкретно -криминального триллера. Для писателя, которому до сих пор был чужд серьезный формализм, это и впрямь весьма неожиданный крен. Он оставляет бытописательство торчков, пропойц и прочих милых сердцу маргиналов, переходя вдруг к теме куда более мрачной — педофилии.
Главный герой — эдинбургский полицейский Рей Леннокс, рьяный «охотник на педофилов», по этому поводу имеющий расстроенную психику и сложные отношения с наркотиками. После трагического завершения дела (маньяк пойман, но его юную жертву спасти не удалось), он со своей невестой отправляется в солнечную Флориду: планировать предстоящую свадьбу и латать вконец истерзанные нервы. Но груз вины оказывается неподъемным, и неуравновешенный отпускник срывается. Случившийся алкогольно-кокаиновый марафон, по воли случая, сводит Леннокса с компанией «целевых» извращенцев. И теперь он, иностранец без должностных полномочий, с раскалывающейся головой и шмыгающим носом, становится единственной надеждой 10-летней девочки. «Неправильно это, она совсем ребенок. Впрочем, она не испорченная, не то, что называют „порочная“. Она веселая, умненькая, ее так просто не сломить. Ей можно доверять. Она лучшей доли заслуживает». Тут уж, понятное дело, не до свадебных хлопот.
Не стоит ожидать от автора хитрых подмигиваний. В том плане, что жанр здесь не стилизация и иронией даже не пахнет. «Преступление» — это действительно чистой воды детективный триллер, с трепетным отношением к канонам. Герои мучаются и перерождаются, устремленные к развязке, в то время как отбрасываемая мытарствующим полицейским тень скользит по прошлому, ощупывая туманную завязку. Сюжет остер, экшена хоть отбавляй, психологическое напряжение тоже проскальзывает. И нужно сказать, такие лекала приходятся впору для исследования темного мира сексуальных преступников. «Детей нужно защищать. А сексуальные домогательства — пресекать на месте. Поэтому-то он и стал полицейским, поэтому и затеял одиночный крестовый поход — уверился в его необходимости. Именно наличие педофилов оправдывает профессию полицейского. Это вам не стоять на страже траченных молью устоев правопорядка и собственности денежных мешков. Это открытая борьба добра со злом — в противовес лицемерным попыткам исправить следствия нищеты, скуки, глупости и алчности».
Правда, сам Ирвин Уэлш, при столь серьезном отношении к столь щекотливой проблеме, ощутимо поблек. У педофилии оказался почти полный иммунитет к тому черному юмору и невозмутимому цинизму, которыми автор традиционно завоевывал своих читателей. Да и своему принципу биографичности писатель изменил. Хорошо, конечно, что познания в растлении допубертатных девочек у него чисто теоретические. Однако за всей этой историей так отчетливо слышны бумажный шорох и телевизионный галдеж, что «Преступление» проваливается подчас в действительно преступную скуку. Оправдывает ли писателя то обстоятельство, что хитрое подмигивание на этот раз оборачивается чистосердечным смаргиванием подступившей слезы — решать уже читателю.
Алексей Номад
Книги для обзора предоставлены книжным гипермаркетом «Лас-Книгас»
г. Красноярск, ул.Сурикова, 12
тел.2-59-08-30
сайт www.top-kniga.ru