Главная
>
Статьи
>
Очень личное соло

Очень личное соло

15.09.2010
2

Олег Меньшиков представил в Красноярске свой моноспектакль «1900». В названии спектакля — не дата, а имя героя. Именно так в пьесе современного итальянского автора Алессандро Баррико «Novecento. Un monologo» зовут вымышленного гениального пианиста, родившегося на теплоходе и прожившего на нем всю свою жизнь, ни разу не сойдя на берег...

Сюжет этой истории многим знаком по фильму «Легенда о пианисте». В нем роль пианиста-самоучки Дэнни Будманна Т. Д. Лемона 1900-го сыграл Тим Ротт. Но сравнивать фильм и спектакль бессмысленно. И вообще — после просмотра спектакля полное ощущение, что пьеса словно специально написана для Меньшикова.

Про актера говорят, что он не любит малую сцену, что чем шире пространство, чем отдаленнее оно от зрителя, тем Меньшикову на нем комфортнее. Тем удивительнее выбор материала для постановки и вообще самой формы моноспектакля, требующих камерного пространства, особой открытости в контакте со зрителями. Но уже во время просмотра поражаешься другому — как артисту удается сразу же, с первых секунд монолога создать эту камерную атмосферу на большой сцене, не приспособленной, казалось бы, для показа такого спектакля?..

Олег Меньшиков уверенно держит зал на протяжении почти двух часов. Без пошлых поддавков (чем нередко злоупотребляют популярные актеры), без заигрывания с публикой. Сцена спектакля — как палуба корабля и одновременно — как крышка рояля. Рояли здесь вообще повсюду: один во время действия качается над сценой на тросах, на другом музицирует пианист (в спектакле есть живое трио), на третьем, совсем маленьком, что-то наигрывает сам актер...

Основное повествование ведется от лица трубача, друга 1900-го, с которым они вместе играли в корабельном оркестре. Но время от времени Меньшиков выступает и за самого пианиста, и за его приемного отца матроса Дэнни Будманна, и за капитана корабля, и за стюарда. Целая галерея характеров, переданных естественно и непринужденно. Актер спокойно рассказывает свою историю, чувствуется, что очень важную для него. Чем? Не имеет значения. В спектакле цепляет, прежде всего, именно эта доверительность. Каждого по-своему.

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск» № 36 (277)

Рекомендуем почитать