Грустно, но факт — мимо «Золотой маски» все театры края в этом году пролетели, как пресловутая фанера над Парижем. Разве что Канский драмтеатр попадает с «Отелло» во внеконкурсную программу этого фестиваля «Маска плюс».
Впрочем, для театра, который начал фестивалить за пределами края только в этом году, и внеконкурсный показ на «Маске» — высокая награда. Тем более что (что уж греха таить) успех этот скороспелый, и удастся ли театру его закрепить — пока вопрос. «Маски» и прочие награды Минусинского драмтеатра под руководством Алексея Песегова возникли не на пустом месте, успех этого маленького театра взращен многолетними театральными традициями маленького сибирского городка. В Канске все не так просто.
Мне искренне импонирует постановщик «Отелло» молодой режиссер Роман Ильин. И в его творческих амбициях нет ничего предосудительного. Но у меня отчетливое ощущение, что он заточен на быстрый успех. А в театр, который долгое время жил не полноценной творческой жизнью, а, называя вещи своими именами, влачил очень скромное существование, — в такой театр нужно вложить немало сил. Чтобы воспитать околотеатральную среду, чтобы возникла театральная атмосфера внутри самого театра — и не только в актерском кругу, но и в цехах. Не думаю, что Ильин готов положить на это жизнь. Тем более что в крае, где работают Олег Рыбкин и Алексей Песегов, он будет на вторых ролях...
Хотя сейчас такое время, что может и не нужно расшибаться в лепешку ради театра. Во всяком случае, таково довольно распространенное мнение. Мол, главные режиссеры не так уж и нужны, а в идеале достаточно проработать в каком-то театре на этом посту не больше трех лет. Потому что мало кто из столичных выпускников-режиссеров согласится надолго осесть в маленьком провинциальном театре.
Это тема отдельного разговора, и мы к ней как-нибудь еще вернемся. А пока я желаю «Отелло» хорошо показаться на «Маске». Правда, жюри фестиваля не всегда ходит на внеконкурсные показы, потому что зачастую это совпадает с конкурсной программой. Но все же хочется надеяться, что какой-то отклик на спектакль в Москве будет.
А сегодня «Отелло» можно увидеть на сцене Красноярского театра им. Пушкина. В роли Дездемоны — актриса краевой драмы Екатерина Соколова, Яго — Андрей Пашнин.
Елена Коновалова