В ролях: Виктор Проскурин, Григорий Малыгин, Дмитрий Никулин
Утро, очень тяжелое утро. Гостиничный номер. Трое ищут, чем бы опохмелиться и находят – находят чемодан, в котором бутылка водки (уже неплохо) и миллион американских долларов… Чертовски бодрит, вот только бы ещё вспомнить, откуда деньги и что всё-таки вчера было? Так начинается день хомячка, продолжение которого готовит героям массу любопытных открытий, а потом будет новый день и опять «вы, собственно по какому вопросу?» И ничего не меняется, только денег всё меньше и меньше.
«День Хомячка» – очередное «наше кино», которое необходимо смотреть только по одной причине: «поддержим отечественного производителя!» (даже если он не очень-то этого заслуживает). Фильм явственно отсылает (а попутно ещё и посылает в более традиционном направлении) зрителя к легендарному «Дню Сурка». Однако здесь та же идея реализована абсолютно в ином ключе (и значительно дешевле, но об этом ниже) и с совершенно другим настроением. Впрочем, настроение – это то единственное, благодаря чему можно смотреть это кино и не жалеть о потраченных на билет деньгах. Не совсем понятно, какого эффекта хотели добиться создатели фильма (может, они просто деньги «отмывали»), но результат представляет собой некую помесь упомянутого уже «Сурка», «Lock, Stock & Two Smoking Barrels» и «Trainspotting».
Фонтанирующие энергией герои совершают идиотские поступки, практически не выходя из алкогольной комы, существуя в обособленном измерении, лишь изредка соприкасающемся с реальным миром. Более удачный для выхода «Дня Хомячка» в прокат момент, нежели новогодние праздники, представить себе невозможно. Именно в этот период россияне более всего восприимчивы к подобного рода историям, просто потому, что около половины взрослого населения страны пребывают в том же состоянии, что и персонажи фильма.
«День Хомячка» страдает некоторой недоделанностью: явно не был написан нормальный сценарий, операторская работа выполнена на полулюбительском уровне. Многое, конечно, можно списать на некую концепцию, но и её тоже как-то незаметно. Картина снималась, в первую очередь, для удовольствия создателей. Над фильмом витает дух КВН и капустников, но очевидно, что хорошая «кавээновская» шутка не превращается автоматически в хороший эпизод. Специфика жанра, так сказать. Поэтому лента, в которой полно смешных диалогов и забавных моментов, в целом не воспринимается, как качественная комедия. Кроме того, сказывается скромный бюджет – при наличии несколько большего количества средств можно было бы и смонтировать получше, и эффекты сделать более выразительными, но… не судьба.
Отдельно надо сказать об актёрах. Я понимаю, что исполнителям главных ролей не пришлось прикладывать особых усилий для убедительного воплощения образов беспробудных алкоголиков (опыт не пропьёшь), но Степаныч и компания чудо как хороши. Надо сказать, что немногим кавээнщикам (даже очень хорошим) удаётся, так сказать, творчески реализоваться после завершения карьеры в клубе, но у этих двух получилось, по крайней мере, один раз. Хотя дефилирующий в стрингах Гриша Малыгин – это, скажу вам, зрелище не для слабонервных.
Наверное, можно предположить, что в такой гротескной и вместе с тем примитивной форме авторы пытаются выразить сермяжную правду жизни. И отчасти им это удаётся – в реальном мире все несколько иначе, но очень уж похоже. Однако этот фильм – не повод для серьёзных размышлений о «русском счастье» и о том «кому на Руси жить хорошо», а также, о том, что с этим безобразием делать и кого за него посадить. Кстати, по поводу «посадить» - картину можно воспринимать ещё и как пособие для олигархов – вот, ребята, смотрите, как надо жить, чтобы не пришлось потом соблюдать матросскую тишину. В целом же «День Хомячка» - на редкость плохое, но очень прикольное кино.
Александр Спасов