Камень преткновения - электрические сети, которые городские энергетики обслуживать не в состоянии. Однако они борются за них не жалея сил, подчас начиная вести себя как дети малые, у которых отобрали игрушку: то тут, то там представители муниципального предприятия «Горэлектросеть» начинают лить слезы, жаловаться, ябедничать и хитрить.
Если говорить о начале этой истории, следует вспомнить 2004 год - тогда по решению региональных властей была создана компания КРЭК (Красноярская региональная энергетическая компания). Смысл был довольно прост - защитить краевую энергетическую систему от растаскивания по кусочкам в разные стороны. Сразу в коридорах власти стали ходить разговоры о том, что муниципальные сети потихоньку будут прибирать себе гости из других регионов. Кроме того, муниципальные энергетики вовсю провоцировали то, чтоб у их сетей завелся новый хозяин - отрасль на местах попросту умирала: не было четкого руководства, необходимых инвестиций, важных инновационных решений. Разговоры разговорами, но риск потерять контроль над сетями был очевиден. КРЭК как главная эксплуатирующая и управляющая компания должна была взять под свое крыло весь электросетевой комплекс региона. Правильность курса, взятого КРЭК, в очередной раз подтвердилась словами президента Медведева о сокращении числа территориальных сетевых организаций на заседании президиума Госсовета «О повышении устойчивости функционирования электроэнергетического комплекса России», прошедшего 11 марта в Саяногорске.
Намерения власти не дать разрушить отрасль уже который год упираются в старания отдельных муниципалитетов и предприимчивых дельцов. Их желания понятны. Когда КРЭК начала брать на баланс муниципальные сети, закаленные советским опытом «сидения у государственной кормушки» расстроились: денежные потоки исчезли. В настоящее время предприятие обслуживает сетевое хозяйство на территориях Березовского, Мотыгинского, Енисейского, Балахтинского, Новоселовского, Нижнеингашского, Абанского, Большемуртинского, Северо-Енисейского, Кежемского, Богучанского, Ужурского и Манского районов, а также в городах Ачинске, Красноярске, Лесосибирске, Енисейске и Боготоле. В некоторых районах и муниципальных образованиях приходу компании сопротивлялись, кто-то сопротивляется до сих пор.
Партизаны
- Это просто парадоксальная ситуация, когда люди буквально устраивают войну, - недоумевает заместитель генерального директора КРЭК Андрей Хардиков. - И ладно бы было за что сражаться, но, повторюсь, это настоящий парадокс - муниципалитеты не хотят отдавать сети, которые просто физически не в состоянии обслуживать, у них нет реальной возможности выдавать те мощности, которые на данном этапе развития края необходимы.
Профсоюзный лидер муниципального предприятия «Горэлектросеть» Олег Комиссаров трудится не покладая рук. В прямом смысле - пишет едва ли не каждый день кляузы на краевую компанию. То она якобы задержала выдачу аванса на один день, то не позаботилась о том, чтобы сотрудников снарядить в униформу. Однако почему-то Комиссаров не говорит о том, что именно из-за них затянулась передача униформы КРЭКа сотрудникам. И не говорят, что КРЭК заказала для сотрудников новые комплекты спецодежды. Ему, наверное, это не важно. А может быть, он просто этого не знал.
Судя по нападкам ясно - региональной энергетической компании приходится иметь дело со взрослыми детьми, которые, честно говоря, заигрались. Попытки воткнуть палки в колеса КРЭК в Железногорске выглядят довольно глупо. Давно известно, что в закрытом городе остро стоит проблема свободных мощностей. Предприятие, эксплуатировавшее сети ранее - МУП «Горэлектросеть», - не имело возможности и, главное, ресурса выдавать технические условия на строительные объекты и социальные учреждения.
Не нужно лишний раз говорить о значении для Железногорска одного из градообразующих предприятий - ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика Решетнева», которое является ведущей компанией российской космической отрасли. Кто не знает, оно делает спутники системы ГЛОНАСС по государственному заказу. Так вот для того, чтобы исправно получать заказы, обеспечивать работой жителей города, выдавать на-гора космическую продукцию и получать прибыль, предприятию нужна определенная мощность. КРЭК обязался обеспечить ее до начала 2011 года (что и сделал, к слову). «Горэлектросеть» же этого сделать физически не могла, но продолжала всю осень и первый месяц зимы бороться.
Еще одна подобная же любопытная история приключилась с муниципальными энергетиками в связи с работой кремниевого завода: на базе ГХК - второго градообразующего предприятия - новое производство было запущено в сентябре позапрошлого года. Пока это единственный кремниевый проект в России. Полноценный запуск комплекса в перспективе позволит России не только полностью обеспечить этим базовым материалом микроэлектроники, силовой электротехники и фотоэлектрических преобразователей отечественную промышленность, но и стать крупным экспортером. Все, что нужно предприятию - мощность в 150 МВт. Может ли ее выдать МУП «Горэлектросеть»? Нет. При этом инвесторы исправно свои финансовые обязательства выполняют, а край мощности пока не дает.
Логика
Появление в Железногорске КРЭК логично и обоснованно по всем фронтам. Видимо, не сумев опровергнуть необходимость мощностей, которые сами дать не могут, муниципальные энергетики зашли с другой стороны - обвинили КРЭК в незаконном увольнении людей. Технология, кстати, обкатана в других муниципальных образованиях, к примеру, в Сухобузимском районе, однако результатов эта энергооппозиционная борьба не дала.
Так вот в Железногорске профсоюз работников опять воспользовался свободой слова и написал открытое письмо в СМИ с жалобой на действия краевой компании.
- Вообще-то достаточно странная ситуация - профсоюз работников пишет письма в СМИ, - отмечает Андрей Хардиков. - Наша компания специально с этим же профсоюзом подписала соглашение. В нем мы четко прописали - никого увольнять не будем, сохраним полный соцпакет, заработная плата будет продолжать выплачиваться в полном объеме. Этот документ физически существует. Он есть, и с ним трудно спорить, потому что он закреплен подписями с двух сторон и согласован министерством промышленности и энергетики края.
Недоумение у руководства КРЭК вызывает каждая кляуза муниципальщиков. И не потому что краевая компания сильнее, важнее или талантливее. Просто когда ты идешь на то, чтобы построить нормальные человеческие рабочие отношения и тянешь руку для крепкого рукопожатия, довольно странно видеть в ответ спину и слышать непристойную ругань. Странная картина.
Критиковать власть, конечно, можно. И даже нужно. Только отличать личные обиды от конструктива нужно уметь.
Александр Реков