«Генетика — продажная девка
империализма».
© советская научная мудрость
Фраза, вынесенная в эпиграф, традиционно приписывается Т.Д.Лысенко; на самом деле, её автор — известный советский драматург А.А.Хазин, и появилась эта фраза в его пьесе «Волшебники живут рядом», написанной в 1964 г. Собственно, фраза эта пародировала известные марксистско-ленинские штудии в части биологии, касающейся различных, как теперь бы сказали, моделей наследования. Читать некоторые пассажи советских философов тех лет нынче смешно. Тогда было не очень.
Но бог с ними, с советскими философами и советскими же биологами, активно обслуживавшими эту советскую философию. Идеалистическую, как оказалось в последствии, несмотря на то, что сами те философы всячески упрекали всех окружающих в идеализме, а себя позиционировали как конченых материалистов. Для нас из всего из этого важно лишь то, что наука в конце концов победила и теперь мало кто сомневается в том, что наследуемые единицы (признаки их ещё называют) передаются по наследству, почти не изменяясь. О чём и повествует поговорка, часть которой вынесена в заголовок.
Собственно, весь сегодняшний рассказ будет коротким и весьма рекламным. И рекламировать он будет факт наследования не у животных, растений, грибов или каких-нибудь там вирусов с бактериями (хоть даже и археобактериями, хоть эубактериями), а среди объектов совершенно небиологических. Среди журналов.
Надо сказать, что в СССР было немало очень позитивных начинаний и традиций. Например, учебные передачи на ТВ, которые умерли вместе с Советским Союзом. Нынешние «Галилео» и прочие «Умники» тоже неплохи в своём роде, но именно в своём роде — считать их образовательными можно с большой натяжкой. Так вот, в СССР была огромная, как сказали бы нынче, «линейка» различных методических и учебных журналов, адресованных как школьникам, так и учителям. Часть из них умерла навсегда, большая часть переродилась на новый лад, и слава богу! Но есть среди таких журналов один, который стоит сильно особняком в ряду подобных. Это журнал «Квант». Основанный корифеями советской Академии наук. Авторами там были ведущие учёные. И статьи в нём не повторялись; в этом отношении «Квант» был подобен серьёзному научному изданию. Существенная часть электронного архива этого журнала хранится здесь (почему-то официальный сайт журнала не работает).
Центральным разделом этого журнала всегда и во все времена был «Задачник „Кванта“»; там публиковались задачи всесоюзных, республиканских (изредка) и международных (тоже нечасто, но всё же) олимпиад по физике и математике для школьников. Я в своё время читывал этот журнал к вящей для себя и отечества пользе, но подавляющее большинство тех задач не решал — они были запредельно сложными. Хотя с возрастом число решаемых задач как-то стало подрастать...
Несмотря на свою серьёзность и востребованность, этот журнал с первых (но не сначала!) выпусков стал коллекционировать и публиковать задачи для младших школьников и вообще задачи более лёгкие, решение которых способно доставить удовольствие любому человеку. «Идут года, — как говорилось в одной новосибирской поэме, — летит время! Я — академик, моя Нобелевская премия!». Ну, академик, не академик, премия не премия, но и не в этом суть. А суть в том, что у «Кванта» появился младший отпрыск. Младший и по возрасту, и по целевой аудитории, и по содержанию. Вот он: называется «Квантик». Остаётся только порадоваться, что нашлись люди, которые стали издавать такой журнал! Он выпускается, кстати, и в бумажной версии, причём весьма приличного качества! Поэтому рекомендую его всем! А уж школы, с моей-то точки зрения, просто должны в очередь стоять, чтобы подписаться на этот журнал. Впрочем, подозреваю, что — по крайней мере, у нас в крае, — опять победят какие-нибудь безумия мочалочного цвета, вкуса, запаха и содержания, основывающиеся на развивающем, прости его господи, образовании...
Вот вам пример правильной учебной продукции! А не жвачки методологической... Примитивно скопирую сюда пять (последних) задач из пятого тура конкурса «Квантика».
- В пустой аквариум налили воды и положили на дно одинаковые стеклянные шарики. Если вынуть половину всех шариков, то уровень воды в аквариуме понизится на одну треть. На какую часть (от нового уровня) понизится уровень воды, если вынуть половину оставшихся шариков?
- На шахматной доске 8 × 8 расставили ладьи так, что на каждой вертикали и на каждой горизонтали находится ровно одна ладья. Доску разбили на четыре равных квадрата. Обязательно ли число ладей в правом верхнем квадрате будет равно числу ладей в левом нижнем квадрате?
- Когда поезд московского метро из подземного тоннеля выезжает на мост через Москву-реку, в вагоне становится заметно тише. Толя Втулкин, знакомый Квантика, говорит, что это машинист поезда специально уменьшает шум, чтобы он не мешал жителям близлежащих домов. Прав ли Толик?
- Петя задумал двузначное число, мы его отгадываем. Для этого мы пишем на доске разные двузначные числа, а Петя каждый раз ставит около написанного числа «+», если оно совпало с задуманным, и «—», если оно совпало с задуманным лишь в одном из разрядов (иначе ничего не ставит). Как наверняка отгадать Петино число, написав не более 10 чисел?
- Какой угол образовывали часовая и минутная стрелки, если через 20 минут они образовывали такой же угол?
Михаил Садовский