Главная
>
Статьи
>
Яблоко от яблоньки

Яблоко от яблоньки

27.08.2012
8

«Генетика — продажная девка
империализма».


© советская научная мудрость



Фраза, вынесенная в эпиграф, традиционно приписывается Т.Д.Лысенко; на самом деле, её автор — известный советский драматург А.А.Хазин, и появилась эта фраза в его пьесе «Волшебники живут рядом», написанной в 1964 г. Собственно, фраза эта пародировала известные марксистско-ленинские штудии в части биологии, касающейся различных, как теперь бы сказали, моделей наследования. Читать некоторые пассажи советских философов тех лет нынче смешно. Тогда было не очень.

Но бог с ними, с советскими философами и советскими же биологами, активно обслуживавшими эту советскую философию. Идеалистическую, как оказалось в последствии, несмотря на то, что сами те философы всячески упрекали всех окружающих в идеализме, а себя позиционировали как конченых материалистов. Для нас из всего из этого важно лишь то, что наука в конце концов победила и теперь мало кто сомневается в том, что наследуемые единицы (признаки их ещё называют) передаются по наследству, почти не изменяясь. О чём и повествует поговорка, часть которой вынесена в заголовок.

Собственно, весь сегодняшний рассказ будет коротким и весьма рекламным. И рекламировать он будет факт наследования не у животных, растений, грибов или каких-нибудь там вирусов с бактериями (хоть даже и археобактериями, хоть эубактериями), а среди объектов совершенно небиологических. Среди журналов.

Надо сказать, что в СССР было немало очень позитивных начинаний и традиций. Например, учебные передачи на ТВ, которые умерли вместе с Советским Союзом. Нынешние «Галилео» и прочие «Умники» тоже неплохи в своём роде, но именно в своём роде — считать их образовательными можно с большой натяжкой. Так вот, в СССР была огромная, как сказали бы нынче, «линейка» различных методических и учебных журналов, адресованных как школьникам, так и учителям. Часть из них умерла навсегда, большая часть переродилась на новый лад, и слава богу! Но есть среди таких журналов один, который стоит сильно особняком в ряду подобных. Это журнал «Квант». Основанный корифеями советской Академии наук. Авторами там были ведущие учёные. И статьи в нём не повторялись; в этом отношении «Квант» был подобен серьёзному научному изданию. Существенная часть электронного архива этого журнала хранится здесь (почему-то официальный сайт журнала не работает).

Центральным разделом этого журнала всегда и во все времена был «Задачник „Кванта“»; там публиковались задачи всесоюзных, республиканских (изредка) и международных (тоже нечасто, но всё же) олимпиад по физике и математике для школьников. Я в своё время читывал этот журнал к вящей для себя и отечества пользе, но подавляющее большинство тех задач не решал — они были запредельно сложными. Хотя с возрастом число решаемых задач как-то стало подрастать...

Несмотря на свою серьёзность и востребованность, этот журнал с первых (но не сначала!) выпусков стал коллекционировать и публиковать задачи для младших школьников и вообще задачи более лёгкие, решение которых способно доставить удовольствие любому человеку. «Идут года, — как говорилось в одной новосибирской поэме, — летит время! Я — академик, моя Нобелевская премия!». Ну, академик, не академик, премия не премия, но и не в этом суть. А суть в том, что у «Кванта» появился младший отпрыск. Младший и по возрасту, и по целевой аудитории, и по содержанию. Вот он: называется «Квантик». Остаётся только порадоваться, что нашлись люди, которые стали издавать такой журнал! Он выпускается, кстати, и в бумажной версии, причём весьма приличного качества! Поэтому рекомендую его всем! А уж школы, с моей-то точки зрения, просто должны в очередь стоять, чтобы подписаться на этот журнал. Впрочем, подозреваю, что — по крайней мере, у нас в крае, — опять победят какие-нибудь безумия мочалочного цвета, вкуса, запаха и содержания, основывающиеся на развивающем, прости его господи, образовании...

Вот вам пример правильной учебной продукции! А не жвачки методологической... Примитивно скопирую сюда пять (последних) задач из пятого тура конкурса «Квантика».

  1. В пустой аквариум налили воды и положили на дно одинаковые стеклянные шарики. Если вынуть половину всех шариков, то уровень воды в аквариуме понизится на одну треть. На какую часть (от нового уровня) понизится уровень воды, если вынуть половину оставшихся шариков?
  2. На шахматной доске 8 × 8 расставили ладьи так, что на каждой вертикали и на каждой горизонтали находится ровно одна ладья. Доску разбили на четыре равных квадрата. Обязательно ли число ладей в правом верхнем квадрате будет равно числу ладей в левом нижнем квадрате?
  3. Когда поезд московского метро из подземного тоннеля выезжает на мост через Москву-реку, в вагоне становится заметно тише. Толя Втулкин, знакомый Квантика, говорит, что это машинист поезда специально уменьшает шум, чтобы он не мешал жителям близлежащих домов. Прав ли Толик?
  4. Петя задумал двузначное число, мы его отгадываем. Для этого мы пишем на доске разные двузначные числа, а Петя каждый раз ставит около написанного числа «+», если оно совпало с задуманным, и «—», если оно совпало с задуманным лишь в одном из разрядов (иначе ничего не ставит). Как наверняка отгадать Петино число, написав не более 10 чисел?
  5. Какой угол образовывали часовая и минутная стрелки, если через 20 минут они образовывали такой же угол?

Михаил Садовский

Рекомендуем почитать