Тем временем продолжается реконструкция Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина. Поскольку театр – учреждение массовое и даже в некоторой степени культурное, очень интересно, что же именно получится в итоге?
Напомню, что проект реставрации театра разрабатывался в ТГИ «Красноярскгражданпроект» и уже прошел государственную и историко-культурную экспертизу. Здание, построенное сто одиннадцать лет назад и никогда не подвергавшееся капитальному ремонту (зато изрядно попорченное различными недоремонтами), сохранит в фактически неизменном виде как внешний облик, так и внутреннюю анатомию. Колонны, архаичная лепнина, угловатые фасады, тесные входы-выходы – все они входят в так называемый «предмет охраны объекта культурного наследия», который определяет границы допустимого вмешательства в архитектуру. По сути, из того, что могут увидеть гости «Пушки», поменяются «лишь» цветовые решения интерьеров в вестибюлях, в фойе, да в зрительном зале.
«Лишь» - это, конечно, совсем немало, особенно для создания атмосферы маленького культурного праздника, который каждый раз должны ощущать визитеры обновленного театра. Планируемые изменения регулярно обсуждались внутри рабочей группы, куда помимо специалистов института входила дирекция «Пушки», представители актерской труппы, уважаемые люди города (например, советник губернатора по культуре Геннадий Рукша). Говорят, не обходилось без споров – все-таки, у идеалистов и у прагматиков всегда подходы разнятся. Наконец, буквально накануне проекты интерьеров рассмотрел совет городских архитекторов. Получены небольшие замечания, которые проектировщики совместно с рабочей группой от «Пушки» должны устранить в ближайшее время.
О тех изменениях, которые будут скрыты современными отделочными материалами, рассказал главный инженер проекта Юрий Павлюк (ТГИ «Красноярскгражданпроект»). Значительно возрастет техническая оснащенность театра: на смену допотопным лягающим механизмам придут новые, бесшумные инженерии; сцена будет состоять из поворотного круга, разбитого на самостоятельные подъемно-опускные площадки. Задняя стенка отодвинется на 6 метров, что увеличит полезную глубину площадки, но не должно негативно отразиться на её акустических характеристиках. Более того, Павлюк ненароком замечает, что раньше было хуже: зрители с шестого по восьмой ряд, сами того не зная, сидели в самом настоящем «акустическом провале». Эту беду проектировщики и строители намерены исправить. Обновится световое и звуковое оборудование, а в зрительный зал и фойе запустят современную систему воздухоснабжения и кондиционирования.
К сожалению, сам зрительный зал не претерпит никаких структурных изменений, и это лучшее доказательство того, что конфликт между человеческими удобствами и культурной ценностью невозможно разрешить без жертв. Вместимость также не увеличится, не появится ложи для прессы, и опаздывающие на спектакль бабульки все также будут бить вас по лицу сумками, протискиваясь на законное место в середине ряда; разве что появятся специальные места для инвалидов (и на парковке – тоже), что, разумеется, очень хорошо, но…хотелось бы большего.
Площадь самого театра значительно увеличится. К основному зданию театра добавят административно-хозяйственные блоки и подземный автоматизированный склад (про который наверняка когда-нибудь будут ходить легенды). Один из блоков будет отведен для огромных мастерских по монтажу и хранению жестких декораций. Другой блок займут цеха по изготовлению костюмов и кулис, а также репетиционный зал и артистическое кафе для проведения капустников.
Разумеется, нет ничего на свете лучше долгостроя. Вот, например, три десятка лет высится над центром города угрюмая башня КАТЭК НИИ Уголь, и сколько легенд ходит про неё, одна другой краше! Однако в случае с «Пушкой» хочется ничем не приукрашенной реальности, особенно если она будет представлять собой современный театральный комплекс. Конец реставрации планируется на весну 2014 года.