Интернет-аукцион 24au.ru, придуманный красноярскими разработчиками, близок «Молотку» по функционалу. Готовы ли красноярцы к захвату освободившейся доли рынка и как оценивают живучесть модели интернет-аукциона? Об этом мы расспросили директора по развитию 24au.ru Елену Новикову.
Елена, что случилось с вашим ближайшим конкурентом? Он утонул?
Закрытие «Молотка» было для нас ожидаемо-неожиданным. Было заметно, что дела идут не очень. Но что он вот так внезапно закроется, оставив людей без альтернативы...
Пока что их сайт открывается.
Да, но с 16 июля стало невозможно выставить лоты, и 20 августа портал полностью закрывается.
Каковы же причины?
Официально это решение инвесторов. Проект не приносил ожидаемой прибыли. У «Молотка» за долгую историю потерялся ориентир на тех пользователей, которых они считали своей основной аудиторией. К закрытию площадки продавцами были в основном коллекционеры, нумизматы, филателисты. Интересная аудитория со своими требованиями.
Теперь с ликвидацией «Молотка» пространство на рынке освободилось. Вы готовы захватить этот сегмент?
В первый же день после официального объявления о закрытии «Молотка» к нам обратилась первая сотня продавцов оттуда. Мы стараемся всем обратившимся помочь с «переездом». Наша Служба поддержки перешла на круглосуточный режим работы без выходных.
У вас серверы выдержат, если завтра придут сотни тысяч новых участников?
На удачу мы оказались подготовлены в плане мощностей серверов: пару месяцев назад ввели в строй и провели общее тестирование оборудования. Так что мы готовы к значительному росту нагрузок.
Надо сказать, что пользователи не всегда учитывают, что для работы их любимого сайта без сбоев требуется довольно мощная и дорогостоящая техника. Например, в современных сайтах, вроде нашего, особую роль играет система хранения данных. Чем больше данных, чем больше к ним запросов, тем выше технические требования.
За историю аукциона 24au.ru у нас было выставлено более 5,8 миллионов новых лотов, а количество торгов приближается к 150 миллионам. Сейчас на сайте одномоментно идут торги по более чем 630 тысячам лотов. Мы стараемся обеспечивать лучшее оборудование для проекта в рамках наших возможностей, и всегда учитываем перспективу внезапного роста нагрузок.
Но мы и не ставим себе целей получить всю ту огромную аудиторию, которая есть, например, у того же Авито. Мы стараемся формировать и продвигать культуру торгов, привести к цивилизованным рамкам этот безумный базар, где торгуют кто во что горазд.
Я уже понял, что основное различие «Молотка» и вашего аукциона было в том, что вы денег с продавца за выставление лота не брали...
И никогда не будем брать. Это абсолютно точно! У нас бесплатный аукцион. Весь функционал продажи и покупки доступен любому человеку бесплатно. Платные услуги только для профессиональных продавцов, для тех, кто использует нашу площадку для своего бизнеса.
...чем еще вы отличаетесь от почившего конкурента?
24au.ru изначально задумывался как некое содружество городских аукционов. Когда покупатель находит своего продавца совсем рядом. Здесь легко пообщаться в сети, спросить о чем-то, быстро выйти на встречу в оффлайне. Гарантия качества — твои собственные глаза и руки. Встретился, проверил, купил или не купил. Если все-таки товар оказался с изъяном, продавец получит на сайте минус в рейтинг. К тому же в отзыве о сделке можно красочно расписать, что именно вас не устроило. Это осложнит нечестному продавцу следующую продажу.
Соответственно, основная часть вашей аудитории — это самые обычные люди?
Да, все, у кого возникает необходимость купить что-то быстро и недорого. У нас каждый день происходит множество живых историй. Например, осваиваются на новом месте люди, переехавшие из другого города, студенты. Или муж с женой развелись и надо начинать жизнь с нового листа, а денег как всегда нет. С другой стороны, тебе самому нужно переезжать в другой город, страну и надо срочно продать то, что есть. Или есть хорошая вещь, которой ты не пользуешься, но которая вполне пригодится кому-то ещё. Почему бы не продать? В итоге счастливы и покупатели, и продавцы. Мы задумывались именно так.
Но в первый же год работы к нам пришли и предприниматели. Они, конечно, быстро поняли, что торговать на аукционе выгоднее, потому что не надо содержать торговые площади, всех этих улыбающихся менеджеров. Главное — решить вопрос доставки и оперативного реагирования на запросы покупателей. Поэтому часть товара продается на аукционе по фиксированной цене.
Почему бы при таком раскладе коммерсантам просто не сделать свой сайт?
Можно сделать и сайт, почему нет. Но сайт — игрушка недешевая и в производстве, а потом и в содержании, и в продвижении. Та же контекстная реклама требует хороших вложений. Да и попасть на первые строчки в поисковой выдаче того же Яндекса довольно сложно, когда товаром той же категории торгуют гиганты вроде «М-Видео» или «Ламоды».
Вы как-то оцениваете активность интернет-сделок на фоне общей негативной экономической ситуации в стране, ведь наблюдается очень серьезный спад потребительской способности? Тем более, как не перестают уверять федеральные СМИ, в декабре прошлого года россияне накупили себе по 30 телевизоров и холодильников?
У нас число сделок не сокращается точно. В ситуации, когда продавцу приходится закрывать торговую точку, а товар остался, ему на помощь как раз приходит интернет-аукцион, где он может выставить продукцию с дисконтом или по прежней цене, но с возможностью встречного предложения по цене от покупателя. Есть на 24au.ru такая опция, когда покупатель может снизить цену товара.
На фоне спада наш проект становится еще более социальным. Собрать ребенка в школу, доделать ремонт перед встречей жены из роддома, починить домик и баню на даче, обставить съемную квартиру и так далее — на аукционе можно найти дешевые предложения в какой угодно области. Самые ходовые товары у нас как раз мебель (диваны, столы), бытовая техника (холодильники, стиральные машины), детские вещи (от колясок до школьной формы), ноутбуки, планшеты и, конечно, смартфоны.
Я так понимаю, что с развитием вашего проекта, родившегося в Красноярске, география пользователей постоянно расширяется. А вы сами, ваша команда не собираетесь переезжать в Москву? Может быть, это станет актуально после закрытия «Молотка»?
География наших клиентов, конечно, постоянно расширяется. Изначально подключились к проекту Новосибирск, Владивосток, Москва, Питер. Сейчас пришли и другие регионы. Но тем и хорош интернет-проект, что совершенно нет необходимости находиться именно там, где живут твои клиенты.
У нас были мысли переехать в столицу или в теплый климат. Наша команда — это специалисты из разных городов Сибири, которые по каким-то причинам собрались именно в Красноярске. В общем, мы немного помечтали о теплых морях, а потом поняли, что кому-то сложно уехать от родных, кто-то не сможет обойтись без нашей сибирской природы. Так что мы остаемся здесь.
Антон Сергеев