Шубхра: С Радживом мы познакомились в университете в Индии, мы работали вместе. На разных кафедрах, но в одном институте. В то время мы были ещё просто друзьями, но после выпуска думали о том, чтобы пожениться, но сначала отправились в Красноярск. Это он позвал меня в Россию и убедил сюда переехать. Когда он сказал, а не поехать ли нам в Сибирь, я испугалась. Мне не очень хотелось сюда ехать, потому что тут банально холодно.
Я пыталась его переубедить, но он был настолько воодушевлен работой кафедры биофизики СФУ, уровнем исследований и публикациями, что, в конце концов, приехал не только он, но и я.
Раджив: Я защитил докторскую по биолюминесценции в Университете Дели и решил участвовать в программе «Постдок СФУ», поскольку в Красноярске большие наработки в этой области.
В СФУ работает Валентина Кратасюк, мировой специалист в биолюминисценции, поэтому в Красноярске это направление развито хорошо. Моя семья поддержала меня, они отнеслись с пониманием к моему выбору, сказали: посмотри, как пойдет, ты всегда можешь вернуться назад. Самое удивительное, что мы переписывались с профессором Валентиной на протяжении всего подготовительного периода, она отвечала на все мои вопросы, чем я был очень впечатлен. Она даже познакомила меня с женщиной, которая также приехала из Индии и живёт здесь вот уже 20 лет.
Шубхра: Вот и мы здесь уже 3 года. Абсолютно не жалеем, что переехали в Россию, в Красноярск. Это лучшее место для нас, и лучшее решение нашей жизни — приехать сюда. Здесь у нас есть все: мы поженились, завели ребенка, профессиональная сторона жизни тоже процветает, мы проводим исследования и публикуем статьи. Я думаю, что некоторые решения мы принимаем, потому что нас направляет какая-то высшая сила, и это было очень-очень хорошее решение. При помощи всех и особенно профессора Валентины наша жизнь изменилась коренным образом.
Раджив: В Сибирском федеральном университете есть все, что нужно для успешной социализации ученого. Во-первых, окружающая среда на кафедре. Это очень важно, насколько активно вовлечены в работу сотрудники, какие исследования они проводят. Во-вторых, здесь есть рабочая культура. Когда ты видишь уровень, на котором трудятся остальные ученые, у тебя появляется мотивация работать ещё больше. В-третьих, оборудование. По крайней мере, все, что касается нашего исследования, все необходимое здесь есть. Наиболее важное условие — заботливый и сильный руководитель кафедры, который может выручить тебя в любой ситуации. Тогда тебе нужно только работать, ты не отвлекаешься на мелочи, делаешь исследовательскую работу, публикуешься.
Шубхра: Истина в том, что, если ты хочешь заниматься наукой, ты ищешь возможности и обязательно их находишь. У нас в семье всё синхронизировано: пока один занимается наукой, другой сидит с ребенком. Мы работаем посменно: один — с 8 утра и до часу, второй — с 13:30 до 18:30. Для удобства мы разработали план, где все четко расписано: готовка, уборка, работа в лаборатории, сделать это, сделать то... И это удобно. Таким образом мы облегчили себе всю жизнь.
Раджив: Успевать все по работе сильно помогают коллеги, у нас с ними тёплые отношения, они всегда стараются нам помочь, если нужны химикаты или инструменты, необходимые для исследования. Например, у меня есть студентка Мария Кириллова, мы планируем эксперименты вместе, а проводит их она.
Шубхра: Красноярск — очень удобный город, в любую точку мы можем добраться на автобусе. Нет никаких проблем с транспортом. Никаких проблем с магазинами. Наша культура довольно популярна в России, здесь даже есть специализированные магазины, в которых можно найти все индийские специи и продукты. С этим никаких проблем нет. Город не то чтобы адаптирован для прогулок с коляской, но, даже если мы не можем где-то пройти, у нас сложилась отличная практика поднимания коляски, мы уже натренировались.
Раджив: Иногда возникают проблемы с русским языком, особенно когда заказываем такси. Есть небольшие трудности в коммуникации, мы знаем русский процентов на 40. Понимаем и немного говорим. Не знаю, к счастью или нет, но у нас в институте все говорят на английском, и у нас попросту отсутствует острая необходимость изучать русский. Конечно, можно попросить коллег говорить исключительно на русском языке для мотивации: «And now let’s speak only in русский».
Шубхра: Самое смешное, когда в магазине или на улице кто-то говорит мне что-то, я не понимаю их и говорю: «Не знаю русский» или «Русский говорить чуть-чуть». Они многозначительно смотрят на меня типа: значит, это она может сказать по-русски, а что я ей говорю, она не понимает.
Про нашу свадьбу
Шубхра: Мы поженились 12 декабря 2016 года. Дело происходило в Индии с соблюдением всех ритуалов. Притом ритуалы в наших с Радживом семьях различаются. Он живет в восточной части страны, а я — в северной, поэтому у нас разные традиции.
Раджив: У нас есть такой ритуал перед свадьбой, когда члены моей семьи и гости берут землю и обходят дом 7 раз, распевая традиционные песни. В другой день мы делаем специальную мазь из куркумы и разбрасываем вокруг себя рис. Затем мы должны отправиться в дом невесты, играя на инструментах, в то время как священник читает молитвы.
Шубхра: Индия — сельскохозяйственная страна, поэтому мы очень почитаем почву, куркуму и рис. Куркума — это очень хорошее зерно в Индии, поэтому в моей семье первый ритуал — ритуал с куркумой. Еще в моей семье принято, что женщина сначала должна повенчаться с каким-либо богом. Я выбрала Вишну. Выходит, что у нас проходит две свадьбы: первая — с богом, и только вторая — с парнем. Это нужно для того, чтобы, если что-то плохое есть в судьбе, что-то плохое ждет в будущем, все исчезло. После этого проходит музыкальная церемония, когда все собираются и танцуют, наслаждаются и смеются. Изначально только девушки должны собираться на неё, но в наши дни это изменилось, и мужчины тоже приходят, они счастливы посмотреть, как девушки танцуют, присоединиться к нам.
Раджив: День свадьбы начинается с того, что все мужчины со стороны жениха — друзья, родственники, и вообще все, кого он когда-либо знал — собираются вместе и идут к невесте. Наши дома расположены друг от друга очень далеко, и нам нужно было ехать на поезде, поэтому в моей группе было всего 50-60 человек, а так в целом с моей стороны пришло около 200 гостей.
Шубхра: С моей стороны было ещё 100 человек! Затем была очень длительная часть — 5-6 часов традиционных ритуалов. Свадьба закончилась только рано утром, в 3-4 часа. Маленькая гудбай-церемония, когда все собираются, произносят добрые пожелания, вместе едят, и невеста уходит в дом к мужу. Отец отдает свою дочь парню. Это очень значительное событие для отца. Это было очень большое событие, и семьи были очень рады. И наши друзья из Красноярска тоже приезжали к нам в Индию на свадьбу.
Шубхра: Утром после свадьбы в его доме тоже была большая церемония, на которой собрались все родственники. Мы сидели на сцене как статуи, все на нас смотрели, подносили подарки, говорили добрые слова, делали фото. Это длилось 3-4 часа.
Раджив: Ещё в Индии родственники всегда оценивают, что дарят члены другой семьи жениху и невесте. Всех и всегда очень интересует, какие подарки они получили.
Шубхра: Например, его семья подарила мне много золота. Мои родственники сразу стали смотреть, а какое золото, а насколько большое, а насколько качественное. Это типичная черта индийских свадеб. Оценивают, сколько карат кольцо. 22 карата? Ммм, это не хорошо. 24? Тоже не хорошо. Даже если тебе подарят целый мир — этого недостаточно!
Раджив: Мы и здесь в России стараемся поддерживать индийские традиции. В семье говорим только по-индийски, готовим индийскую еду. К нам в гости приходят русские друзья и коллеги, и мы все церемонии, принятые в Индии, проводим с их участием. И это очень интересно, когда русские рассказывают и показывают нам ваш церемониал, мы — свой.
Шубхра: Когда Пиху начинала есть самостоятельно, мы повторили одну церемонию в 25 общежитии с нашими русскими друзьями. Сначала мы молимся богу, потом даем ребенку попробовать молоко с рисом и сахаром — это символ того, что он готов есть еду. Затем мы раскладываем перед ребенком разные вещи: цветок, четки, ручку, горсть земли, монеты. Каждый предмет имеет свое значение. Цветок — ребенок будет расти очень талантливым и заинтересованным в природе, четки — будет очень религиозным. Если ребенок выбирает землю, в будущем у него будет много собственности, ручку — хороший ученик, а деньги — будет очень богатым.
Я хотела, чтобы она выбрала деньги, но она выбрала четки. Когда я была маленькой, я выбрала ручку и деньги, но моя девочка — только четки. Я попросила мужа провести ритуал ещё раз, но она снова выбрала четки! Это судьба!
Любовь Полежаева, фотографы: Сергей Чивиков, Евгений Пузин, Сергей Осин.
Больше историй об иностранных студентах читайте в совместном проекте Сибирского федерального университета и интернет-газеты Newslab