Главная
>
Статьи
>
Весна театральная. Ходульные «Экспонаты»

Весна театральная. Ходульные «Экспонаты»

26.03.2009
2

Большего потрясения за нынешнюю «Театральную весну» я не испытывала. Посмотрела намедни спектакль Минусинского драмтеатра — и просто не узнала любимых актеров.

Минусинцы в этот раз привезли «Экспонаты» В. Дурненкова. Спектакль привлекал внимание уже тем, что театр впервые (не считая некоторых коммерческих комедий) обратился к современной драматургии. Я имею в виду драматургию нового века, где братья Дурненковы — одни из самых признанных авторов. Постановку молодого режиссера Вячеслава Златопольского поддержал Фонд Михаила Прохорова.

Выбор самой пьесы для постановки в Минусинске идеален. В «Экспонатах» речь идет о некоем старом историческом городке Полынске, где столичные бизнесмены пытаются развить культурный туризм. Для этого жителям Полынска (разумеется, за сдельную плату) предлагается в дни приезда туристов выходить на главную площадь городка в костюмах XIX века. К тем, кто живет в исторических зданиях, время от времени туристы могут заглядывать домой, как в музей. Тоже, разумеется, за оплату. Но не все горожане согласны стать живыми экспонатами. Благой посыл оборачивается заведомым, и весьма острым конфликтом…

В пьесе много юмора, Вячеслав Дурненков неплохо понимает психологию жителей из уездных городков. Говорят, что после премьеры минусинцы, оставляя отзывы о спектакле, подписывались — «жители Полынска». Но, к сожалению, весь этот юмор в спектакле Златопольского никак не обыгран. Более скучного, невнятного, практически никак не сыгранного спектакля я не помню в Минусинской драме за все время, что смотрю ее спектакли. А ведь, на минуточку, это мой родной театр, знакомый мне с детства! Театр, известный мастерским психологизмом своих спектаклей. И где все это?..

В «Экспонатах» нет никакого психологизма. Не спорю, возможно, он, согласно замыслу режиссера, здесь и не нужен. Но каков был этот замысел, понять трудно. Да простят меня актеры Минусинского драмтеатра, на сцене они выглядели как истуканы. Абсолютно пустые ходульные персонажи — или это попытка этакого сознательного неодушевления? Но получилось скучно и вымороченно. Часть зрителей ушла со спектакля, не дожидаясь конца первого акта — на спектаклях минусинцев я такое вижу впервые.

Перед показом спектакля режиссер не раз повторил, что постановка неоднозначная. Но мне здесь неоднозначными — точнее, сомнительными — представляются его претензии на режиссуру. Такое ощущение, что профессией он не владеет. По сути, это получилась читка пьесы — но читка невыразительная. Где сцены разбивались занавесом — прием допустимый, но когда он используется слишком часто (в «Экспонатах» это было раз десять, если не больше), больше смахивает на беспомощность постановщика.

…После спектакля главный режиссер Миндрамы Алексей Песегов пошутил, что, по словам своего молодого коллеги, он испортил свою труппу не умеют они, дескать, играть по-современному. Что ж, после таких вот «новаций» хочется пожелать только одного: портите, пожалуйста, и дальше своих актеров, Алексей Алексеевич!
Кстати, вот текст пьесы «Эспонаты».

Елена Коновалова, фото Андрея Минаева

Рекомендуем почитать