Главная
>
Статьи
>
«Золотая маска». Студия театрального искусства

«Золотая маска». Студия театрального искусства

24.04.2009
0

Одно из самых сильных впечатлений у меня на этой «Золотой маске» — знакомство со Студией театрального искусства. Мне посчастливилось побывать на двух спектаклях этого замечательного театра под руководством Сергея Женовача.

Красноярцам (тем, кому удалось попасть) имя этого режиссера знакомо по спектаклю «Мальчики», который к нам несколько лет назад привозили на «Сибирский транзит». Тот спектакль Женовач поставил со своими студентами в РАТИ, и их учебная работа тогда вызвала мощный резонанс в театральных кругах. А творческий контакт учителя и учеников оказался настолько сильным, что после окончания учебы они не захотели расставаться. Так родился этот театр.

Первое время играли на съемных площадках. А вскоре друзья театра (бывают же чудеса в наше время!) помогли ему обзавестись собственным помещением. Что символично, располагается оно на ул. Станиславского. И, более того — в этом здании, еще до появления Художественного театра, у Станиславского был свой театр. Подобные совпадения просто невозможно назвать случайностью.

Аура любви и согласия

Первое ощущение, что его актеры — это любимые дети. Трудно объяснить словами, но в театре словно присутствует какая-то аура любви и согласия. Никогда в жизни не испытывала подобных эмоций, не встречала настоящий театр-дом, где именно любовь — связующее начало. Кстати, в интервью Сергей Васильевич это подтвердил. И потом во время беседы не раз подчеркивал, насколько любовь в театре важна для творчества.

Я посмотрела его постановки «Игроки» Н. Гоголя и «Битва жизни» Ч. Диккенса. Последний, кстати, был признан лучшим спектаклем малой формы на нынешней «Золотой маске». Рождественская история, поставленная в форме домашнего чтения у камина. Чтение — в буквальном смысле: свои роли актеры читают перед публикой с листа. Прием неожиданный, но воспринимается он так только в первые минуты. Постепенно вовлекаешься в этот процесс, и возникает ощущение, что и сам находишься у камина, где актеры в старинных костюмах читают Диккенса. Все очень просто. Но невероятно захватывающе. Кстати, в период работы над спектаклем труппа ездила в Лондон, бродила по блошиным рынкам (энная часть реквизита именно оттуда). Иначе, как считает Женовач, сполна понять Диккенса просто невозможно.

«Игроки» сделаны стилистически не менее выдержанно. Что подчеркнуто не только лаконичностью подачи, без излишеств, но и костюмами — все герои одеты одинаково, а-ля сицилийские мафиозо в Америке: строгие костюмы-тройки, черные плащи, шляпы. Не первый раз смотрю спектакль по этой пьесе на сцене, но только у Женовача по-настоящему получила удовольствие от «Игроков». Есть в его постановке какая-то свежесть и незатертость. Может быть, в том числе, благодаря еще и возрасту исполнителей: вопреки традиции, в этом спектакле всех игроков играют молодые люди, вчерашние студенты. Так сказать, начинающие шулера.

Если будете в Москве — настоятельно рекомендую посетить этот театр. Сейчас, в момент становления, наблюдать его особенно интересно. А еще загляните на сайт театра. В разделе «Видеотека» здесь, в частности, можно посмотреть сюжет телеканала «Культура» о премьере «Битвы жизни».

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать