Какие ассоциации приходят к вам в голову при слове «кардиохирургия»? Многочасовые операции в условиях искусственного кровообращения, дорогое оборудование, высокие риски для пациентов... Ещё бы, — наверное, из всего, на что только «замахивались» врачи за века развития медицины, искусство остановить сердце человека и запустить его снова, или же — искусство выполнить операцию прямо на работающем сердце — остаются самыми смелыми, в каком-то смысле даже дерзкими манипуляциями.
С чем ассоциируется профессия кардиохирурга? С изрядной долей врачебного таланта, с хладнокровием и даже некой магией, благодаря которой этот человек может сделать невозможное, подарив годы нормальной жизни людям с больными сердцами. По представлению многих обывателей эта специальность — символ успеха и своеобразная верхушка врачебной карьеры. Отчасти это верно — руки хорошего кардиохирурга ценятся даже больше, чем золото, и такой специалист имеет право на соответствующую оплату своего труда. Да и трудно себе представить более достойный способ зарабатывать много честным путем — ведь профессия кардиохирурга исключает дилетантство и интриги: только лучший сможет добиться успеха. Поэтому, пожалуй, не бывает плохих кардиохирургов — по аналогии с плохими стоматологами или другими специалистами.
Другой вопрос — как стать высококлассным специалистом в этой сфере? Моменту, когда молодому хирургу впервые доверят провести операцию на сердце, предшествуют многие годы обучения, причем — не только в медицинском вузе, но и по его окончанию, уже в лечебном учреждении. Знания и умения приобретаются в этой сфере медленно, и те, кто решил связать свою жизнь с кардиохирургией, иногда вынуждены в определенном смысле бороться за возможность даже просто поприсутствовать на операции, помогая выполнять самые несложные манипуляции. Карьера в кардиохирургии — в каком-то смысле риск: нужно очень долго учиться, с надеждой на то, что в последующем это будет с лихвой окуплено высокими зарплатами и безусловным уважением окружающих. Многие боятся трудностей такого пути, кто-то в ходе обучения меняет специальность, осознав всю сложность этого направления медицины... А те, кто остаются — становятся кардиохирургами, чтобы ежедневно в буквальном смысле держать в руках человеческое сердце...и заставлять его работать правильно.
Несмотря на то, что сердце — всего лишь отдельно взятый орган человеческого тела, насчитываются сотни операций на нем. Какие-то из них предназначены для совсем маленьких пациентов с врожденными пороками, другие — призваны помогать тем, чье сердце было деформировано вследствие инфекционного или ревматического процесса, третьи — продлевают жизнь пожилым людям, страдающим ишемической болезнью сердца... Обычно каждый кардиохирург специализируется на каком-то одном типе операций, имея наибольший опыт в их проведении и стремясь достигнуть совершенства в хирургическом лечении конкретной группы поражений сердца.
Но как бы хорошо не был подготовлен врач, без специализированных условий проведения кардиохирургической операции его способности неприменимы. Когда в сентябре этого года в Красноярске открыли Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, на должности главных специалистов позвали новосибирских хирургов из Института патологии кровообращения им. ак. Е.Н. Мешалкина — крупнейшего кардиохирургического центра России. А красноярские хирурги были отправлены в Германию — набираться опыта в проведении операций, которых им не доводилось видеть у нас, но которые теперь проводятся в кардиоцентре.
Кстати, те, кто успел побывать в этом учреждении, отмечают, что именно в таких условиях и должны проходить лечение пациенты... и работать врачи. Отрадно думать, что наконец-то кардиохирургия в нашем крае сделает рывок вперед — кто знает, может, скоро мы услышим и о первой пересадке сердца в нашем городе, а это — надежда для многих пациентов и их близких.
Ольга Дарсавелидзе