Должно быть, большинство активных пользователей Интернета уже слышали про историю с молодым врачом ивановской больницы, Иваном Хреновым.
Кратко расскажу для остальных — в минувший четверг, 16 декабря, в ходе «прямой линии» с премьер-министром Владимиром Путиным, дозвонившийся житель сообщил ему, что ситуация с медициной в Ивановской области весьма удручающа. И о том, что правительство может не понимать этого в силу того, что администрация больниц во время визитов высокопоставленных чиновников создает видимость благополучия, укладывая в постели больных переодетых медработников, демонстрируя поддельные квитанции об оплате труда врачей (с явно завышенными суммами) и перевозя на время дорогое медоборудование в инспектируемую больницу из других лечебных учреждений.
В ответ на это обращение была раздута настоящая кампания со стороны администрации Иваново и представителей здравоохранения, курирующих обозначенную в разговоре областную клиническую больницу, по опровержению данной информации. А премьер Путин между делом позвонил молодому врачу Хренову (который, собственно, и жаловался) и пообещал разобраться в ситуации.
«Неправда! Зарплаты настоящие! Оборудование наше!», — кричат теперь наперебой губернатор Ивановской области, главврач областной больницы и глава местного департамента здравоохранения. «Психика Хренова повреждена перенесенным ранее менингитом!» — пишет у себя в блоге депутат Госдумы из Иваново.
Выходит, что душевнобольной доктор очерняет родную районную больницу и всю Ивановскую область в целом... «Жалко паренька», — качают головой представители медицинского сообщества. Уволить его, конечно, никто не уволит — по крайней мере, пока свежа память о словах Владимира Владимировича: «Мы Вас в беде не оставим». А вот сделать так, чтобы Иван Хренов захотел уйти по собственной воле — всегда возможно. Кому потом будет нужен молодой врач, прославившийся на всю страну своей честностью?.. Разве что частной клинике, желающей сделать на его имени рекламу.
Неужели молодой доктор прав? Сложно разобраться досконально, но насчет зарплат — дело однозначно обстоит именно так, как он сказал. В этом смысле врачам Красноярского края еще повезло — у нас существуют надбавки «за северные территории», которые хоть немного скрашивают существование работника государственного медучреждения.
А вот в центральных регионах труд докторов оплачивается так, что существовать на обычную зарплату просто невозможно. «Хорошего врача народ прокормит, а плохие нам не нужны», — снова лезут в голову слова Иосифа Виссарионовича. Если не брать взяток и не обманывать пациентов — остается либо угробить свое здоровье на бесконечных ночных дежурствах, либо — уйти из медицины.
Что же касается финансовых махинаций при покупке дорогостоящего оборудования со стороны администрации больницы — тут доказать что-либо, думаю, не получится. Увы, не приходится сомневаться, что такие преступления имеют место быть — и в Иваново, и у нас. Речь идет о деньгах, что называется, баснословных — диагностическое и лечебное оборудование стоит ныне миллионы рублей. И не всякий управленец удержится от того, чтобы «удешевить» такую сделку. Это — проблема уже не медицинская — примеры можно легко отыскать в любой сфере — от тяжелой промышленности до образования. Обидно только, что наши налоги уходят в карманы чиновников: пускай я никогда не воспользовалась бы каким-то новомодным магнитно-резонансным томографом, но лучше им воспользуется несколько сотен бабушек с инсультом, чем никто.
Грустна история Ивана Хренова. Он ведь не сказал ничего неожиданного — просто поднял проблему на поверхность (а она и так плавала неглубоко). Будет ли толк от всей шумихи, которая сейчас поднялась? Не верю. Врачи и пациенты и так на одной стороне. А способна ли нынешняя власть как-то изменить систему, да и хочет ли — вопросы риторические...
Ольга Дарсавелидзе