Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Игры маленьких девочек

Игры маленьких девочек

26.03.2012
0

На эти выходные в афише «Театральной весны» значилось целых восемь спектаклей: две оперы, пантомима, детская сказка, мюзикл-антимюзикл, две постановки муниципальных театров и одна большая минусинско-островская драма. Про таланты и их поклонников читайте чуть позже, а пока расскажу я вам о спектакле «Три сказки о смерти» Шарыповского драматического, до которого добрался-таки на свою голову.

Режиссер Снежанна Лобастова представила своих подопечных как «репертуарный театр из города будущего», что уже давало некоторую почву для иронии (доброй — у театра, в общем-то, неплохая репутация). Вторым поводом улыбнуться стало то, что некая Хельга Андерсон, заявленная в качестве автора пьесы, вовсе не дочь скандинавских фьордов, а самый настоящий псевдоним, и вообще присутствует в зале. Уже потом я узнал, что «Сказки» заняли второе место на международном конкурсе драматургов «Евразия 2010» в номинации «пьесы для детского театра», что, впрочем, мнения моего не изменило — пьеса слабая.

В спектакле всего три актрисы, самый юной из которых, Ксении Коваленко, лет двенадцать. Девушки играют с предметами одежды, развешанными внутри шифоньера (а жанр спектакля, кстати, определен как «женская вешалка») и рассказывают друг другу сказки — одна выступает в роли повествователя, две другие в лицах разыгрывают остальных персонажей истории. Сказки как на подбор все с плохим концом — или погибает героиня, застреленная своим любовником, или любовник умирает, отравленный героиней — между собой не связаны никак и несут отчетливый след графоманства. Множество лишних слов об одном и том же вкупе с рваной стилистикой и оловянной сюжетностью заставляют задуматься — откуда берется этот неестественный, почти маниакальный энтузиазм, который подпитывает девочек? Зрелище это жуткое и неприятное — гиперактивные актрисы все время носятся друг за другом, ползают по сцене, прыгают по стульям, бестолково хихикают, щипаются... Тут надо отметить, что они скорее дурачатся, нежели действительно пытаются кого-то изобразить — отвлекаясь, перебивая и не особенно сочувствуя героиням, они играют в женские истории, как прилежные ученицы, вызубрившие урок.

А чуть раньше создатели спектакля играли в режиссуру. У постановки нет внятного зачина и отсутствует какая бы то ни было финальная сцена. Вместе с тем в каждой из сказок концовок как минимум две (забавно, что публика все время обманывалась и начинала хлопать до окончания каждой из историй). Актрисы то замыкаются на своей «роли», то активно коммуницируют между собой, то вдруг начинают играть с залом — и эта аритмия не оживляет происходящее, а вносит в него еще больше искусственности. Учитывая, что первая и последняя истории чрезвычайно затянуты, со спектакля периодически мечтается бежать, да только не так-то просто выбраться с камерной сцены.

Где-то слева и чуть позади все полтора часа усердно старался неведомый мне шарыповский клакер, сопровождавший звучными хлопками почти каждую реплику актрис. Без гонорара труженик явно не останется, но времени, потраченного на спектакль, откровенно жаль. Хочется, чтобы визит в краевую столицу обернулся для муниципального театра не только незаслуженной славой, но и соответствующей работой над ошибками.

Рекомендуем почитать