Филармония открыла сезон, первый концерт в сентябре — «Пять великих скрипок», солист Дмитрий Коган. Сложно различимые даже внешне, скрипки старых мастеров имеют разный тембр, силу звука, но все это скорее условность, чем действительно ощущаемая разница после каждого рассказа о них.
Поэтому особенно приятно было услышать в финале концерта произведение — повторяющуюся мелодию, сыгранную подряд на всех скрипках, которая показала, что даже обычный зритель может почувствовать разницу.
Дмитрий Коган — заслуженный артист РФ, возит по городам скрипки Амати, Страдивари, Вильома, Гварнери и Гваданини. Перед каждым исполнением солист в дополнение рассказывает интересные вещи (один из концертов, кстати, был записан, и его можно посмотреть).
Так, у всех слушателей появилась возможность узнать, что на Страдивари список великих мастеров не заканчивается — несмотря на бедность, тюрьму и раннюю смерть, создавший не так много скрипок Джузеппе Гварнери считается Коганом даже более великим, потому что его инструменты обогнали время: когда такая скрипка звучит в маленьком зале (обязательном для исполнения музыки в XVII веке), она издает вместе с мелодией шипение, зато в больших помещениях звук приобретает неповторимый тембр.
Жан-Бастит Вильом (единственный француз из всех) так умело подражал великим мастерам и наклеивал ярлычки с их именами на свои скрипки, что до сих пор лишь немногие исследователи и знатоки могут понять разницу. Известный всем Страдивари не нуждается в представлении — небесный звук его скрипки слышится и узнается без подсказки. Мастер Андреа Амати, автор самой старой из привезенных скрипок, первым приблизил тембр скрипки к тембру человеческого голоса. Очень познавательные два часа, наполненные красивой музыкой, показывающие, какой может быть скрипка — надрывной, мягкой, тяжеловесной, лиричной и какой угодно другой, в данном случае в пятикратном умножении разной.
Олеся Позднякова,
фото: vk.com/kfilarmonia