К 15-летнему юбилею красноярской диспетчерской службы 005, который ее сотрудники отмечают в эти дни, администрация города рассказала о том, как устроен этот отдел, и поделилась итогами его работы за прошедший год.
Центральная диспетчерская служба городского хозяйства была создана в 1987 году. С 2015 года она стала подразделением МКУ «Центр обеспечения мероприятий гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности города Красноярска». С тех пор операторы, принимающие звонки от горожан по коммунальным вопросам, работают в тесной связи с коллегами из ЕДДС, аварийно-спасательного отряда, отдела гражданской защиты населения.
Главная задача диспетчеров 005 — как можно быстрее сообщить о коммунальной проблеме ответственным службам. У отдела нет аварийных бригад и оборудования, они являются связующим звеном, помогающим оперативно решить городские проблемы. В службе есть вся информация о тех, кто обслуживает тот или иной городской объект, будь то дорога, труба или люк.
«Очень важно, чтобы информация о порыве, подтоплении, отключении в первую очередь попала именно к диспетчерам 005, а в не социальные сети или мессенджеры. В таких случаях помощь придёт скорее. Все звонки диспетчерам 005 официально фиксируется, информация по вызовам хранится несколько лет. Диспетчеры несут полную ответственность, в том числе административную и даже уголовную, за обработку и передачу поступившей информации в ответственные службы и подразделения. Они работают круглосуточно, поэтому нужная аварийная бригада узнает о проблеме в кратчайшие сроки и приедет на место, не дожидаясь утра», — рассказали в мэрии.
Многие аварийные службы и бригады могут начать работать, только если в диспетчерской официально зафиксирована заявка, так как за выезд и устранение аварии им платят деньги, а доказательством необходимости такого выезда и является официальная заявка из диспетчерской службы.
На сегодняшний день отдел 005 является единственной в России диспетчерской службой, которая работает с заявками, касающимися абсолютно всех сфер жизнедеятельности города. Диспетчеры передают их не только в городские службы, но и работают с муниципальными службами, управляющими организациями, ТСЖ и коммерческими организациями. Ежесуточно звонки и сообщения от горожан принимают не менее пяти диспетчеров. Всего с отделе работают 26 человек — дежурные оперативные, ведущие диспетчеры, диспетчеры первой категории, инженеры.
Только в прошлом году в отдел поступило около 312 тысяч обращений, почти 270 тысяч из них приняли диспетчеры. Остальные поступили на автоинформатор и официальный сайт службы.
Несмотря на то, что информирование горожан о сроках устранения аварий и их причинах является не основной задачей диспетчеров, красноярцы набирают 005 в большинстве случаев именно с целью получить такую информацию. Поэтому сотрудники активно развивают и это направление.
Самая оперативная информация об отключениях и авариях на территории города в течение 15 минут публикуется на официальном сайте 005красноярск.рф и в мобильном приложении службы. Как показывает статистика, получение информации через сайт 005 постепенно становится более популярным, чем телефонный звонок или прослушивание автоинформатора. Впрочем, анализ данных говорит о том, что в случае серьёзных происшествий горожане по-прежнему предпочитают диалог с оператором.