Главная
>
Новости
>
Журналистский конкурс выявил языковые проблемы электронных СМИ

Журналистский конкурс выявил языковые проблемы электронных СМИ

15 декабря 2004 12:31
0

Актуальные проблемы русского языка в электронных СМИ обсудили на конференции, прошедшей 14 декабря в Центральном доме журналиста в Москве, в рамках Всероссийского конкурса "Как наше слово отзовется. Русский язык в электронных СМИ", учредителем которого стало Федеральное агентство по печати и массовой коммуникации. Как сообщил генеральный директор Международного пресс-клуба, профессор, руководитель исполнительной дирекции конкурса Александр Чумиков, материалы на конкурс поступали из многих регионов России, всего от 75 электронных СМИ. В частности, от радиостанций - 82 материала, с телеканалов - 122. От региональных теле- и радиостанций - 151, от центральных - 53 материала.

В результате исследования поступивших на конкурс работ, были выделены основные языковые проблемы, встречающиеся в практике современных электронных СМИ. Так, доцент филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат филологических наук, член экспертного совета конкурса Ольга Григорьева указала на избыточность, которая встречается в речи многих журналистов. В частности, отмечается излишнее употребление метафор, иногда построенных неграмотно и доходящих до абсурда; часты злоупотребления словом "политика" и производными от него; в высказываниях журналистов наблюдаются двусмысленные и неясные выражения, такие как, например, "визуальные террористы". Современные СМИ часто нагнетают отрицательные эмоции, отметила Григорьева, путем чрезмерного употребления таких слов, как "кровь", "война", "смерть", и построенных на них метафор ("запах, вкус, цвет крови" и т.д.).

Григорьева отметила такое негативное явление как "языковой эгоизм" некоторых ведущих и корреспондентов, пытающихся продемонстрировать свое языковое преимущество по сравнению с аудиторией, употребляя незнакомые ей сложные термины.

В ходе конференции другой член экспертного совета конкурса, доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, Михаил Штудинер остановился на проблеме нормы и вариативности в языке СМИ. В частности, он обратил внимание слушателей на то, что иногда кодификация языковых норм отстает от живой практики языка, так как норма меняется гораздо быстрее. "В нашем языке много слов имеют два варианта произношения, оба из которых соответствуют норме", - отметил он. В целом в современном эфире, по его словам, господствуют "допустимые варианты", а не "образцовые". Между тем, встречаются случаи, когда, например, на одном телеканале в одном эфире фамилия министра произносится по-разному - то "Греф", то "Грэф". В связи с этим на телевидении и радио во избежание разнобоя в произношении, который может помешать восприятию информации, следует устанавливать принцип одного варианта.

Заведущая кафедрой факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова, заместитель председателя экспертного совета конкурса Людмила Минаева в своем выступлении коснулась такой актуальной проблемы, как влияние английского языка на русскую речь, звучащую в СМИ. В частности, материалы, поступившие на конкурс, продемонстрировали, что журналисты многих региональных и федеральных СМИ подвержены такому влиянию даже в большей мере, чем влиянию местных диалектов. Электронные СМИ злоупотребляют иностранными словами даже тогда, когда можно использовать в речи русский эквивалент, констатировала она. "Зачем употреблять слово "саммит", если можно сказать "встреча в верхах", "тинейджер", а не "подросток", "медиа", а не "СМИ"?", - сокрушалась Минаева. Совсем другое дело, когда отсутствует русский эквивалент. Например, мы не можем обойтись сейчас без слова "маркетинг", отметила она. Влияние английского языка сказывается не только в лексике, но и в мелодике речи многих журналистов. Так, по ее наблюдениям, часто встречается использование в СМИ тональности, характерной для английского, но не для русского языка, например, неоправданное увеличение долготы гласных.

В то же время, как отметили участники конференции, в России существует спрос на правильную русскую речь. На теле- и радиостанциях создаются программы о русском языке, которые пользуются популярностью у аудитории. Автор одной из таких программ - программы "Грамотей" радиостанции "Маяк" Елена Шмелева сообщила, что редакция получает множество писем с вопросами, просьбами, пожеланиями. Слушатели, по ее словам, охотно выполняют домашние задания программы, что свидетельствует об их заинтересованности и желании учиться. Как отметила Шмелева, в России сегодня отсутствует "языковая элита", которая служила бы для остальных образцом для подражания. В связи с этим, "филологам нужно активнее включаться в деятельность СМИ, - заметила она. - Ругать всегда легче".

Как было объявлено на конференции, по ее итогам планируется выпуск сборника докладов и выступлений, посвященных роли СМИ в сбережении, развитии и распространении русского языка.


REGNUM

Рекомендуем почитать