Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае обеспокоен проблемами репатриантов и бывших заключенных. 4 июня, выступая на Общественно-консультативном совете при УФМС, омбудсмен региона Марк Денисов назвал одной из первых проблем соблюдения прав человека при миграционных процессах вопрос паспортизации жителей края, имеющих паспорта бывших союзных республик.
Он напомнил, что когда в 1991 году на месте СССР появились государства с собственным законодательством, социальные и политические процессы породили большое количество людей с неустановленным статусом. «Человек, родившийся и живший в Красноярском крае, в конце 80-х выехал на работу или на службу за пределы России и сейчас, возвратившись, не может восстановить свое гражданство. В 95% случаев, когда вопрос об оформлении паспорта решается на высоком уровне УФМС, мы имеем положительный исход. Проблема заключается в низовом звене, где рядовой сотрудник боится взять на себя ответственность и не испытывает к соотечественнику чувства общности», — сказал Денисов.
Он привел в пример случай, когда в Минусинске сотрудник отдела миграционной службы предложил ехать за штампом в Украину 94-летней женщине, которая с трудом передвигается даже по квартире. «По закону это правильно, а по-человечески — нет», — заключил Уполномоченный.
Рассказывая от трудностях освободившихся из мест лишения свободы лиц, он сообщил, что из 26—28 тыс. заключенных, зарегистрированных в крае, до 30% не обладают паспортами. Документы изымаются у них на стадии следствия и затем не возвращаются. «Выходя на свободу, такой человек не имеет возможности ни прописаться, ни трудоустроиться, ни получить какие-либо социальные гарантии», — подчеркнул Денисов.
Отвечая на вопросы омбудсмена, начальник УФМС Владимир Катречко признал, что законодательство в части паспортизации репатриантов действительно несовершенно и в Госдуме обсуждается давно назревший вопрос о «своеобразной амнистии». «Более того, в ближайшее время эта проблема может усугубиться: ранее мы советовали таким людям обращаться в суд, чтобы установить факт юридического проживания. Сейчас же суд категорически отказывается рассматривать подобные дела, ссылаясь на то, что у подобных судебных решений нет юридических последствий. На наш взгляд, это достаточно спорно, и мы обдумываем, как нам обратиться к прокурору и исправить ситуацию», — сказал глава управления.
Комментируя ситуацию с ГУФСИН, он также добавил, что с этим ведомством его служба ведет тесную работу, получает списки заключенных и готова работать с каждым конкретным человеком, если он сам проявляет такое желание.