На заседании комитета по делам села и агропромышленной политике депутаты Законодательного Собрания Красноярского края заслушали исполняющего обязанности министра финансов края Владимира Бахаря, который представил законопроект «О внесении изменений в Закон края „О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов“». Как отметил руководитель регионального минфина, корректировка обусловлена несколькими причинами. Среди них: влияние федерального законодательства, а также текущей экономической ситуации на доходы краевого бюджета; дополнительно поступившие средства из федерального бюджета; оптимизация численности гражданских служащих и работников по должностям, не отнесенным к государственным должностям и должностям государственной гражданской службы; выделение дополнительных средств на социальные расходы и бюджетам муниципальных образований края.
Общая сумма доходов краевого бюджета в 2014 году увеличится на 4,1 млрд рублей и достигнет 147,6 млрд рублей. Дополнительные расходы составят чуть более 4 млрд рублей и с учетом изменений будут равны почти 180 млрд рублей. Дефицит уменьшается на 81 млн рублей — до 32,5 млрд рублей.
По словам Бахаря, налоговые и неналоговые доходы краевого бюджета уменьшаются в 2014 году на 3,2 млрд рублей. Порядка 2,9 млрд из них — это потери от налога на имущество организаций. На 1,2 млрд рублей снижаются поступления от акцизов, на 1,8 млрд уменьшается сумма налога на доходы физических лиц. Снижение также прогнозируется по ряду других показателей. Плюсом идет налог на прибыль организаций: он дает дополнительные 2,6 млрд рублей. Сдержать размер дефицита региональной казны удалось во многом благодаря помощи из федерального бюджета, которая составит около 6,7 млрд рублей.
После этого слово было предоставлено заместителю министра сельского хозяйства и продовольственной политики Наталье Пыжиковой. Она рассказала об изменениях программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014–2020 годы». В этом году расходы по этой программе увеличиваются на сумму чуть более 303 млн рублей, из которых средства федерального бюджета составляют 298 млн рублей. Большая их часть направляется на реализацию подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, сохранение и восстановление плодородия почв» на 2014–2020 годы (дополнительно 242 млн рублей). Около 100 млн рублей пойдет на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям; 67,2 млн рублей — на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры, а также на другие расходы.
В рамках подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» на 2014–2020 годы дополнительные расходы составят около 38 млн рублей. Небольшое увеличение затрат произойдет и по ряду других подпрограмм.
Обсуждение, которое затем последовало, сводилось не столько к конкретным недостаткам законопроекта, сколько к необходимости кардинальных изменений в господдержке сельскохозяйственной отрасли края. Так, Борис Мельниченко напомнил коллегам, что цена на горюче-смазочные материалы неизменно растет, рентабельность падает и крестьянам уже нечего давать в залог банкам, чтобы получить кредит, а субсидирование затрат по сравнению с прошлыми годами уменьшилось. При этом Россия запретила ввоз ряда продовольственных товаров из Европы, но до сих пор не предпринято шагов по стимулированию отечественных производителей.
Коллегу поддержал Валерий Сергиенко. «Господдержка агропромышленного комплекса в этом году (с учетом корректировки) сократилась на 800 млн рублей в сравнении с прошлым годом», — сказал депутат и добавил, что у членов комитета есть возможность внести поправки по увеличению или уменьшению отдельных направлений финансирования, но для этого нужно выступить консолидированно.
Николай Креминский поинтересовался у Натальи Пыжиковой, почему поддержка федерации не столь существенна и что сделано правительством края, чтобы помощь крестьянам была более ощутимой. Ответ последовал такой: существует методика, по которой определяется пропорция федерального софинансирования по отношению к региональным средствам. Красноярский край относится к регионам, обладающим высокими доходами, поэтому федеральных средств он получает меньше. Но с учетом наших климатических особенностей и больших расстояний до рынков сбыта на федеральном уровне был поставлен вопрос об изменении этой пропорции. Ожидается, что скоро Москва уменьшит нагрузку на регионы, а федеральную помощь увеличит. Пока этого не произошло, Николай Креминский предложил «в скромном бюджете опираться на те направления, которые держат наше сельское хозяйство». После этого комитет принял решение поддержать законопроект, но до его рассмотрения на сессии подготовить поправки.