Уже лет пять прошло, как красноярский режиссер Алексей Крикливый уехал работать в новосибирский молодежный театр «Глобус». Но до сих пор о его отъезде наши театралы вспоминают с сожалением. Тем приятнее новая встреча с режиссером — в театре им. Пушкина он выпустил спектакль «Похороните меня за плинтусом» по повести Павла Санаева. Эта работа стала одним из самых запоминающихся событий сезона.
…На встречу в кофейне Алексей Крикливый пришел со свежим выпуском комиксов про семейку Симпсонов.
Не подозревала о твоем увлечении комиксами!
А я другие комиксы и не читаю! Только «Симпсонов» — увлекся год назад, каждый выпуск покупаю. Считай, что это моя тайная страсть. (Смеется.)
Тебя, похоже, вообще не оставляет тема детства. Помнится, еще пару лет назад ты говорил о ее важности для себя. И до сих пор обращаешься к ней в своих спектаклях.
Да, пора бы уже повзрослеть. Все пытаюсь завязать с детством, но
И ты вместе с ним?
Конечно, в спектакле очень много личностных моментов из прошлого. Но они не только мои — это некие вехи времени. Когда репетировал, сердце иной раз сжималось — просто от
А у кого ж его не было? У меня была собачка — такая длинная, трогательная, округлая колбаска. Такса не такса, скорее, дворняжка. Потом у нее лапа отвалилась… Я вообще долго мечтал о живой собаке, перечитал кучу книг, как их воспитывать. А потом мама сказала, что мы друг друга прокормить не можем, куда нам еще собаку? И
А почему ты вообще взялся за эту повесть? Ведь изначально тебе предлагали в театре поставить пьесу Ольги Мухиной «Летит»?
Ты знаешь, «Летит» — хорошая пьеса, но немного гламурная. А от гламура меня уже тошнит. Захотелось сделать теплую, человечную историю. Мне очень понравилась повесть Санаева. Думаю, это одна из лучших книжек за последнее время. История на все времена — об этом могли написать Шекспир, Чехов, там темы потрясающие. Вроде бы ничего не происходит.
Ты уже в который раз берешь к постановке не пьесу, а прозу. Потерял интерес к драматургии?
Не могу сказать, что драматургия меня не интересует. Но, возможно, сейчас просто наступил
Опять же, о прозе — в «Глобусе» ты планируешь ставить «Трех мушкетеров». Откуда такое увлечение творчеством семьи Дюма? Сначала ты поставил в Новосибирске «Даму с камелиями» Дюма-сына, теперь обращаешься к Дюма-отцу.
Случайное совпадение. (Улыбается.) Сейчас я пока отодвинул этот проект — к нему нужно основательно подготовиться. Но, безусловно, он очень полезен для молодежного театра. Не хочу раскрывать раньше времени авторский замысел, но у меня уже есть образ этого материала. Самое главное, что
У тебя, кстати, нет ощущения, что в театре сегодня вообще не хватает романтики — не только подросткам, но и взрослым?
Мне сложно судить, чего не хватает… Полагаю, дело не столько в отсутствии материала, сколько во внутренних проблемах театра. Возможно, это прозвучит жестоко. Но мы словно отошли от понимания, что театр — очень активное искусство. Неважно, какую историю мы хотим показать людям — романтическую, социальную или даже сказочную, — в ней обязательно должна присутствовать некая проблема, заряд. Ради чего вообще все это делается, зачем артисты выходят на сцену?
Полагаешь, внимания к насущным проблемам в театре почти не осталось?
А ты много спектаклей видела, где оно присутствует? Чтобы показать
Может, потому что репертуарный театр стал мыслить
Это вполне объяснимо — театр вынужден зарабатывать. Но проблема, на мой взгляд, гораздо шире. Из театра уходит профессия, а остаются некие типажи. А зритель смотрит сериалы, процентов 70 из которых безобразно сыграны. И возможности сравнить с
А если говорить непосредственно о Красноярске — какие, на твой взгляд, сегодня проблемы у его творческой среды, помимо этой общераспространенной суеты?
Конечно, перемены наблюдаются — например, напротив театра им. Пушкина открылся некоммерческий кинотеатр, в драме вышла интересная премьера — «Чайка». У города есть перспективы, нельзя сказать, что это черная дыра. Но здесь, по моим ощущениям, очень сложно бороться и доказывать свое право на творческую жизнь. О чем можно говорить, если заслуженные артисты в театрах Красноярска получают 52 рубля за выход в спектакле? А у молодых актеров оплата труда и того меньше — как разорвать этот порочный круг? Понятно, почему они бегут в антрепризу, их нельзя в этом упрекать. Поэтому, сколько бы мы ни говорили о высоком, обязательно уткнемся в социально-экономические проблемы. И тут уже каждый делает свой выбор. Любому творческому человеку необходима подпитка — и материальная, и эмоциональная. Нельзя до бесконечности вариться в собственном соку. Нужны гастроли, поездки на фестивали, возможность почерпнуть
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»