Красноярский край ведет серьезные изменения в сфере начального и среднего профессионального образования. Развивающиеся отрасли промышленности и реализующиеся инвестиционные проекты требуют квалифицированных молодых кадров. В крае уже запущен проект по созданию в регионе базовых центров профобразования, откуда будут выпускаться высококвалифицированные специалисты рабочих специальностей. В самом начале учебного года заместитель министра образования и науки Красноярского края Ольга Никитина рассказала нам, над чем в ближайшее время будет работать в министерстве, каких результатов планируются достичь и как меняются сами учащиеся лицеев, колледжей и училищ.
Ольга Николаевна, неделю назад стартовал новый учебный год. Расскажите, что нового подготовила отрасль профессионального образования для красноярских учащихся?
Прежде всего, в этом году запланировано открытие 5 базовых центров профессионального образования. Задачу по созданию до 2011 года 20 таких центров поставил перед нами губернатор края Александр Хлопонин. Центр профессионального образования — это и новая система управлением, и разумный подход к открытию новых профессий, и новые, согласованные с работодателем учебные курсы, и современное (в чем-то даже опережающее существующее на производстве) оборудование, и даже измененный, осовремененный экстерьер здания.
Создание таких базовых центров — важное направление в области подготовки рабочих кадров, важный шаг по изменению в целом отношения к человеку рабочей профессии.
Если у нас все получится, и молодежь начнет выбирать профессию не ради получения корочек диплома о высшем образовании, а осмысленно, с целью построения собственной будущей успешной карьеры, овладения профессией, мастерством и квалификацией, то тогда мы, как власть, смогли сделать свое дело.
Насколько мне известно, один из таких центров уже начал свою работу в Красноярске?
Да, это Центр современных сварочных технологий, созданный на базе Профессионального лицея № 54. В лицее провели капитальный ремонт — здание даже внешне выглядит достойно, укомплектовали кадрами инженерно-педагогический состав. Мастеров «переманивали» с производства. Партнеры — «ИТС-Сибирь» поставили в лицей современнейшее оборудование, теперь в центре могут давать высококлассное образование, присваивать 5—6 разряд на выпуске. Теперь за профессий туда идут даже люди с высшим образованием. В прошлом году около 50 человек с вузовским образованием переучивались здесь на сварщиков.
Как раз 1 сентября я побывала в этом центре. На первый курс набраны группы 11-классников, то есть тех, кто уже достаточно осознанно планирует будущее. Обе группы переукомплектованы до предела. Я спросила у ребят, почему они не пошли в высшее учебное заведение, тем более, что сейчас оплата в вузах упала, поступление стало более доступным. Они ответили, что сначала хотят получить профессию, которая сможет их кормить, а уж потом подумают, продолжить обучение или пойти работать.
Это, как мне кажется, очень зрелые заявления. По такому пути идут их сверстники за рубежом. Получают профессию, оценивают, насколько верным был их первоначальный выбор и, при необходимости идут учиться дальше.
По-вашему, уже можно говорить о том, что ситуация в отрасли начального профобразования изменилась, и молодые люди с удовольствием идут обучаться в училища и лицеи?
Мы считаем, что этот год уже дал некоторые результаты, наметились определенные изменения в сознании, отступление от стереотипов. Так, систему начального и среднего профессионального образования постепенно перестают воспринимать как систему социальной защиты, не ждут, что мы будем в роли социальной камеры, где неуспешных и социально неадаптированных ребят будут «выдерживать» три года, кормить, занимать чем-то, удерживать от правонарушений. Прежде всего, мы даем удочку — профессию. А хорошая профессия, по-нашему мнению, это лучшее средство социальной адаптации.
Конечно же, полностью изменить общественное сознание пока не удалось. Во-первых, образ неуспешного «пэтэушника» формировался на протяжении длительного времени, чтобы его изменить, тоже нужно время. Во-вторых, в системе 65 учебных заведений, большинство из них находится в далеких районах. Конечно, есть очень неплохие учебные заведения, с токи зрения материальной базы, но система организации в них не всегда совершенна. Там имидж изменится, если изменится само содержание работы.
Пока же все равно первая волна выпускников школ уходит в высшие учебные заведения, и мы не можем об этом не говорить. Но это если взять в целом, так сказать, среднюю температуру по больнице. Но есть примеры конкретных учебных заведений, где, благодаря вкладам, благодаря политике, идеологии и вниманию, уже удалось ситуацию переломить.
Важно ведь еще готовить востребованных специалистов… Как вы отслеживаете эту ситуацию?
Именно поэтому весь прошедший и следующий год у нас был и будет направлен на работу с работодателями. Даже у меня, как у руководителя, львиная доля времени уходит именно на общение в коллегами из реального сектора экономики, производственниками, бизнесменами. Их слово в организации системы подготовки кадров очень весомое. Они дают заказ на специалистов и определяют их квалификацию.
Сегодня мы выстраиваем тесные отношения с работодателями, заключаем договора на подготовку кадров. Агентством заключено 24 договора (это рамочные договора, где фиксируются общие границы отношений), а нашими учебными заведения заключаются локальные договора с конкретными работодателями по точечным вопросам: база практики, стажировки мастеров. Таких локальных договоров на сегодня более четырехсот.
Как много работодателей выходит к вам с инициативой поучаствовать в процессе подготовки для них молодых специалистов?
Их число постоянно растет, ведь работодатели сейчас начинают понимать, что кадры — это их прибыль и главный ресурс. Сейчас есть договоренность с предприятиями Ассоциации строителей, в лесопереработке у нас тоже складываются тесные отношения с рядом предприятий. Такая же ситуация и с сельским хозяйством, в нефтегазовом комплексе. По каждой отрасли нарабатываются свои практики и свои подходы. Есть несколько предприятий, которые уже выбрали учебные заведения, где будут готовить кадры для себя, они набрали ребят из тех точек, где находятся их объекты, и помогли укомплектовать ими учебные заведения. То есть, они участвуют в учебном процессе. Такие предприятия будут проводить специальные контрольные срезы по итогам определенного периода обучения, будут выплачивать стипендии и производить доплаты преподавателям. Они понимают, что если они подготовили себе достойные кадры, они напрямую увеличили свою прибыль.
Работодатели предъявляют какие-то конкретные требования к выпускникам?
Конечно, это касается и уровня квалификации, и его коммуникативных навыков, даже, здоровья. Но самое главное, сегодня нужен «умный рабочий».
Это уже не тот человек — «бери больше, бросай дальше», это грамотный, думающий, способный к саморазвитию человек. Он и чертеж умеет читать, и способен на креатив, и руки у него золотые.
Оборудование на современном производстве стоит безумно дорого, а, значит, ошибка рабочего может обойтись предприятию в «круглую» сумму.
А где гарантия, что вашего выпускника, даже после самой хорошей подготовки и получения высокой квалификации возьмут на работу в хорошее предприятие и на достойную зарплату? Во многих отраслях работодатели предпочитают нанять дешевую рабочую силу и особо не тратиться на заработную плату работников.
К сожалению, эта проблема все еще стоит. Особенно в строительстве. И разрешить ее будет возможно лишь тогда, когда руководители фирм посчитают сколько теряют из-за непрофессионализма работников. Ведь если строитель высококвалифицированный, не нужно будет перестраивать, переделывать, вкладывать дополнительные средства. Вообще, существует четкая закономерность: чем технологичнее производство, тем больше руководство вкладывает в подготовку кадров. Здесь важно качество, а, значит, уровень квалификации кадров. Постепенно, как мне кажется, в различных отраслях вопросы качества все же выйдут на первое место.
Как на сегодняшний день обстоит дело с трудоустройством?
Многие годы мы выпускали детей, а устраиваться дальше должны были они сами. Но тогда были тяжелые времена, и промышленность практически стояла. Квалифицированные кадры оказывались на улице, а уж выпускники училищ и подавно были не нужны. Но сегодня ситуация изменилась в промышленности. Улучшились и показатели трудоустройства. Множество фактов этому способствует: от уже упоминаемых договоров между учебными заведениями и предприятиями на трудоустройство до обязательного требования присутствия работодателей в аттестационной комиссии. Сегодня трудоустраивается по специальности порядка 75%, еще 12% уходят в армию и около 12% поступают в вузы, ну и часть — в декрет, переезжают.
Какие специальности наиболее востребованы на сегодняшний день? Может быть, в связи с реализуемыми инвестиционными проектами, у нас начинается обучение и новым профессиям?
Да, сейчас появляются абсолютно новые специальности, связанные с нефтегазовым комплексом — бурильщики, сварщики больших трубопроводов. В этом году мы открыли новые профессии в лесной отрасли и лесопереработке. Ежегодно мы обновляем до 40 специальностей в наших училищах: какие-то закрываем, какие-то вводим по заказу работодателей и муниципалитетов.
Что нового появляется, в связи с этим, в методах обучения?
Для нас очень важно применение гибких коротких модульных программ. Ведь существуют программы, по которым можно обучить какой-либо технологии за три месяца, за полгода. Мы считаем, что за такими программами, по итогам прохождения которых молодой человек будет получать квалификацию и соответствующий сертификат, — будущее в системе профессионального образования.
Кроме того, нашей задачей сейчас также является выстраивание цепочки получения непрерывного образования, для чего мы активно сотрудничаем с Сибирским федеральным университетом. Речь идет о так называемом прикладном или техническом бакалавриате. Это позволит ребятам, обучающимся в вузе, при необходимости получить рабочую профессию, а талантливым выпускникам училищ на льготной основе поступить в вуз.
А Вы сами работаете со студентами?
Я преподаю в университете, веду курс «Социология образования» у студентов четвертого курса СФУ. Первые три года, когда я пришла на должность, которую занимаю сейчас, я не преподавала, мне было просто не до этого. Но я, как руководитель системы профессионального образования, реально понимаю, что я должна работать не только со взрослыми, я должна работать еще и со студентами. Потому что студенты, как правило, несут мне ту информацию, тот взгляд в завтрашний день, который взрослые, даже очень молодые, никогда не дадут. Поэтому сейчас мне приходится восполнять то, что я за три года упустила — читать специальную литературу по социологии, которую я не читала.
То есть, в свободное время Вы тоже занимаетесь профессиональной деятельностью?
К сожалению, у меня очень мало свободного времени. И его я трачу на изучение социологии, читаю, все, что касается этой науки. Пока только это.
Ольга Николаевна, у Вас же есть дочь? Она не пошла по вашим стопам в отрасль профобразования?
Нет, она учится в университете на экономическом факультете. Пока трудно сказать, какой жизненный путь она выберет в дальнейшем. Она занимается фотографией, кроме того, как все современные дети, увлекается интернет-технологиями. Единственное, что я хочу — чтобы она занималась тем делом, которое ей по душе. Это принципиально важный вопрос. Имея собственный опыт, пройдя много этапов в своей профессиональной деятельности, могу сказать, что самое важное — заниматься любимым делом. У меня всегда было именно так. Я убеждена, что самый главный двигатель в жизни — это когда у человека есть интерес к делу, к работе, когда хочется создавать что-то новое. Тяжело, трудно, но это и дает дополнительный импульс.
Беседовала Наталья Попова