Главная
>
Статьи
>
Ефим Чеботарев: «На рынке бизнес-образования только 20% профессионалов»

Ефим Чеботарев: «На рынке бизнес-образования только 20% профессионалов»

22.01.2009
0

Еще недавно такое явление, как бизнес-образование, было для красноярских предпринимателей чем-то из разряда экзотики. Теперь же все большее число бизнесменов задумываются о себе и своих подчиненных. На этой волне и само бизнес-образование получило мощный толчок к развитию. О проблемах данной сферы и ее перспективах «ВК» беседует с генеральным директором компании SDH, проект «ТренингХолл» Ефимом Чеботаревым.Ефим Чеботарев, фото Алекандра Паниотова

Несколько лет назад, примерно 8—10, бизнес-образование в Красноярске представляло собой довольно разрозненный набор услуг. Чаще речь шла о тренингах, нежели о других видах обучения. Как дела обстоят сегодня?

В последнее время рынок стал куда более организованным: появились центры, программы, образовательные компании. Хотя, по большому счету, ресурсы, используемые в бизнес-образовании, остались прежними: те же люди работают, только в более организованной форме.

А что из себя вообще представляет этот рынок и как он работает?

Здесь можно выделить несколько категорий. Начнем с краткосрочных программ. Это собственно тренинги, семинары и прочие мероприятия подобного рода. Сюда же можно отнести образовательные блоки, реализуемые в рамках консалтинговых мероприятий: когда на предприятиях внедряются новые технологии, совершенно необходимо обучить им руководителей и ключевых специалистов компании.

Второе — это долгосрочные программы: МВА (Master of Business Administration — квалификационная ступень в менеджменте. Квалификация МВА подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена), президентская программа и т. д. Ну и третье — это дистанционное образование, которое сегодня набирает обороты в силу своей бюджетной составляющей (оно много дешевле того же МВА) и высокой доступности с точки зрения информации.

В Красноярске они представлены все?

Да, и, судя по всему, никуда отсюда не денутся. Рынок вряд ли будет развиваться таким образом, что какой-либо из видов потеряет актуальность.

А что происходит в сегменте так называемого приглашенного ресурса — иногородних и иностранных тренеров? Не секрет, что в той же Москве этот рынок более развит, чем у нас, и в свое время столичные тренеры и консультанты были частыми гостями нашего города.

И такие есть. Правда, в последние год-два наметилась тенденция к сокращению приездов.

Почему?

В первую очередь это связано с тем, что местный обучающий ресурс стал много профессиональней и большую часть потребностей клиентов мы теперь можем закрывать местными силами.

А что происходит с качественной стороной бизнес-образования? Не секрет, что многие годы та же Москва разительно отличалась по уровню от Красноярска.

В последнее время уже нет таких существенных различий. Ярмарка «ТренингЭкспо-2008», да и предыдущие ярмарки тоже, показывает, что рынки Москвы и Красноярска по качественному наполнению становятся все более похожими. Ну или наоборот (смеется). Есть чистые профанации, есть совершенно пустые продукты и специалисты, а есть профессионалы очень высокого уровня, время которых расписано практически по минутам.

Другое дело, что нельзя говорить о специалисте высокого уровня как о красноярском или московском специалисте. Как только человек достигает определенного, достаточно высокого уровня мастерства, он переходит из разряда городского специалиста в разряд федеральных игроков. Так что если говорить о сугубо красноярских специалистах, то их уровень, конечно, ниже, чем у федеральных.

А по сравнению с сугубо московскими?

Совершенно аналогичный.

А почему так происходит? Вроде бы в Москве и доступ к ресурсам лучше, и уровень подготовки выше.

Смотря о какой подготовке идет речь. Подготовка тренера как тренера — дело недолгое и несложное. Подготовка тренера как психолога чаще всего вообще противопоказана. Основа его подготовки — это практический бизнес-опыт, поэтому ключевой является работа либо с высокопрофессиональными структурами, либо в высокопрофессиональных структурах. А таковыми, как правило, являются прозападные компании, которые работают как в Москве, так и в Сибири. Потому доступ к технологиям, он, в общем, везде одинаков, были бы желание его получить и возможность потом использовать. А вот на последнее ресурса может уже и не хватить.

Помнится, раньше каждого клиента приходилось убеждать воспользоваться образовательными программами. Даже осознавая проблемы собственных компаний, бизнесмены предпочитали решать их любыми другими способами, кроме образовательных. Сейчас ситуация изменилась?

Конечно. Сегодня уровень готовности бизнесменов к приобретению подобного вида услуг существенно выше, чем еще несколько лет назад. Первые годы работы нам приходилось заниматься большей частью формированием потребности, демонстрацией того, что это необходимо, что это работает. Сегодня же потребность сформирована, клиенты понимают, что это нужно.

Это понятно. А платить-то они готовы?

 Готовы. И до недавнего времени с этим практически не было проблем.

Имеете в виду экономический кризис?

Конечно.

И чем он вам, в смысле рынку бизнес-образования, грозит?

Откатом на уровень начала века. В связи с экономическими условиями я полагаю, что активность образовательных компаний снизится, ровным счетом из-за того, что их услуги дороже, тогда как фрилансеры станут более востребованы и, соответственно, более активны, потому что это как раз вопрос экономии.

А качество от этого не пострадает? В смысле уровень услуг, оказываемых фрилансерами и образовательными компаниями, сильно различается?

Я полагаю, статус особой роли здесь не играет. Просто фрилансер, который может выдавать действительно качественный продукт, как раз об этом качестве и заботится в первую очередь. Потому ему неизбежно нужна обеспечивающая структура. Поэтому они со временем либо входят в состав компаний, либо сами этими компаниями обрастают.

Я правильно понимаю, что структура все же дает более высокое качество образования?

И да, и нет. Структура скорее даст более качественный продукт, чем фрилансер. Однако стопроцентной уверенности здесь нет. Компания вполне может оказаться собранием людей, умеющих торжественно надувать щеки и производить хорошее впечатление (смеется).

И сколько таких «надувающих щеки» сегодня в Красноярске?

Мне кажется, это вообще мало зависит от конкретного рынка. Этот показатель можно считать, что называется, в среднем по человечеству. Их доля примерно 80%. Причем надо понимать, что среди них есть и те, кто совершенно точно понимает, что ничего не умеет, и все равно работает на этом рынке, и те, кто уверен, что делает качественный продукт. Просто у него нет возможности или способности сравнить его с продуктом профессионалов.

А клиент способен сам разобраться, к какой категории принадлежит человек или структура?

Ну после двух-трех попыток работать с «надувающими щеки» приходится учиться и начинать разбираться. Хотя приходится признать, что в среднем по Красноярску искушенность клиента невысока.

Что, на ваш взгляд, является сейчас максимально актуальным для красноярского бизнеса? Чему бизнесменам надо учиться в первую очередь?

Это сложный вопрос, и если все же попытаться на него ответить, то я бы говорил даже не об обучении в смысле освоения каких-то узких навыков, а о внедрении новых технологий управления. Просто знать о них — это одно, внедрить — другое, а уж уметь ими управлять и обеспечивать ежедневную эффективность — это третье. И основная потребность все же в этом. Не столько обучить, сколько обеспечить возможность реализации. В этом, собственно, и есть ущербность чистого рынка бизнес-обучения. Его инструментами невозможно решать комплексные проблемы клиентов. Потому и требуются блоки, связанные с оценкой персонала и консалтингом.

Получается, что само по себе бизнес-образование не в состоянии обеспечивать развитие бизнеса клиента?

 Конечно. Нужны провайдеры — люди внутри компаний, которые выступали бы проводниками идей и помогали их воплотить в жизнь. Именно поэтому в рамках внедрения новой технологии необходимо обучать людей, которые впоследствии будут поддерживать ее существование. Это как в здравоохранении: все понимают, что такое здоровый образ жизни, но чтобы его придерживаться, нужны определенные врачи, диетологи, тренеры.

Если продолжить вопрос: а сами результаты бизнес-образования без дополнительной рефлексии видны заказчику?

 Тут все зависит, во-первых, от того, какое бизнес-образование получает человек. Если это МВА, то вряд ли. Во-вторых, важную роль играет то, какая задача стоит перед провайдером (обучающей структурой. — «ВК»). Если речь идет о «научите меня», то нет — результат без дополнительных усилий не увидеть, а если же в рамках обучения решается конкретная задача, то да — здесь понятно, что является результатом. Собственно, именно поэтому мы в свое время стали использовать систему KPI — ключевой показатель эффективности — применительно к обучающим программам. Эта система позволяет совершенно конкретно, по цифрам посчитать, к чему привела реализованная программа, а значит, и вложение клиентом денег.

По сути, такое положение дел должно бы отпугивать заказчика.

Это и происходит, что хорошо. Это означает, что компании, неспособные показать конкретный результат, просто теряют клиентов. А те компании, которые готовы брать ответственность за результат, они показывают планируемые изменения и ориентируются уже на них.

А сам клиент чаще всего адекватно представляет свои проблемы?

Иногда бывает, что при первичной диагностике компании оказывается, что решать надо другие проблемы, нежели заявлены заказчиком. Но это редкость. Чаще приходится иметь дело с неполным представлением клиента о его трудностях, т. е. оказывается так, что, входя в большой проект, мы видим, что помимо обозначенных заказчиком есть еще ряд проблем, которые необходимо решить. Тут, правда, вопрос еще и в том, что нормальная диагностика предприятия — дело весьма дорогостоящее и не каждый предприниматель, запуская программу изменений у себя в компании, решится на диагностику. В таком случае клиент часто говорит: «Давайте начнем, а там, если что, откорректируем». Но подобная постановка вопроса, как правило, приводит к тому, что приходится заплатить большую сумму, чем была бы при изначальной диагностике.

А какой вид бизнес-образования — внешний или корпоративный — на сегодня более востребован?

Встречается и то, и другое. Четкой градации здесь не провести, примерно пополам.

А если говорить об эффективности?

Эффективнее всего сочетание внутреннего и внешнего ресурсов. Внутренний чаще всего используется для подготовки в сфере узкого знания по специальностям и для подготовки исполнителей. Также с помощью внутреннего обучения можно дать часть навыков менеджерам среднего звена. Готовить же топ-менеджеров и комплексно развивать среднее звено внутренними ресурсами невозможно. Причин масса — начиная с неприятия руководителем позиции внутреннего тренера и закачивая тем, что обучать топов должны специалисты очень высокого уровня, постоянно содержать которых в штате компании очень дорого.

Возвращаясь к результатам бизнес-обучения. Одним из мотивов прохождения обучения является повышение заработной платы. В МВА это данность — так происходит. Некоторые тренинги, семинары, курсы тоже заканчиваются выдачей сертификатов, от которых ждут того же. Как вам кажется, насколько вообще оправданно повышение зарплаты после прохождения бизнес-обучения?

В очень небольшой степени. Во-первых, если говорить об отечественных программах академической поддержки, то их уровень много ниже западного бизнес-образования. Во-вторых, речь должна в первую очередь идти о содержании задач, которые человек сможет выполнять после прохождения обучения. Именно это является гарантией возврата инвестиций, а отнюдь не сам факт прохождения курса.

А вообще какова роль бизнес-образования в становлении и развитии профессионала?

С одной стороны, существенная, в том смысле, что человеку, чтобы развиваться, нужна информация, нужен доступ к ней, нужен провайдер. Лишь небольшая часть людей способна учиться самостоятельно. С другой стороны, сам рынок играет здесь не последнюю роль. Например, хорошей альтернативой бизнес-обучению может стать стажировка в хорошей компании с грамотным процессингом. Роль провайдера в этом случае может вполне исполнять вышестоящий коллега. Да и вообще становление и развитие профессионала только средствами бизнес-обучения, без потребности в нем рынка, попросту невозможно.

А что в этой связи пользуется сегодня большим спросом: тренинги, долгосрочные программы, что-то еще?

Если говорить о дне сегодняшнем, то спрос сильно изменился по сравнению с прошлым годом. Причина — все тот же кризис. Тренинговая подготовка сегодня отходит на второй план, уступая место подготовке ключевых сотрудников. Плюс к этому все большую актуальность приобретают разного рода комплексные решения для бизнеса, позволяющие работать по-другому, с другими издержками.

Кризис вообще сильно ударил по рынку бизнес-образования?

Сильно. И переживут его единицы. С одной стороны, это неплохо, ведь с кризисом связан такой замечательный процесс, как лопанье «мыльных пузырей». «Надувающим щеки» буквально в ближайшее время предстоит резко выдохнуть. Выживет лишь тот, кто в состоянии обеспечить нормальный возврат инвестиций заказчика. Таким образом, помимо отката рынка назад будет происходить его большая профессионализация.

А сегодняшние профессиональные компании?

Я полагаю, их количество тоже уменьшится за счет того, что их ключевым сотрудникам начнут поступать интересные предложения от крупных компаний. А на фоне снижающихся, ввиду уменьшения спроса на образовательные услуги, доходов эти предложения будут приниматься. Это уже начало происходить, и к концу кризиса на этом рынке останутся лишь единицы.

Евгений Волошинский, "Вечерний Красноярск"

Рекомендуем почитать