Лучшие предприятия города могут не оказаться таковыми
В красноярской администрации составили рейтинг муниципальных предприятий. Победители показали значительное превосходство над своими коллегами по цеху. Однако связано это с низкой эффективностью остальных.
Выбор сильных
На сегодня в Красноярске работает 27 муниципальных предприятий. Начиная с 2004 года каждое муниципальное предприятие ежегодно подвергается аудиторской проверке. Если раньше ее данные использовались исключительно для внутренних целей муниципалитета, то в этом году им нашли новое применение - на их основе был составлен рейтинг муниципальных предприятий.
- Основным критерием рейтинга стала экономическая эффективность, - рассказывает заместитель главы города, начальник департамента экономики Татьяна Зеленская. - Введение подобного публичного рейтинга муниципальных предприятий, помимо всего прочего, является и мотивацией для их руководителей в улучшении показателей финансово-хозяйственной деятельности и создании позитивного имиджа предприятий.
Как уже отмечалось, ранжирование компаний в рейтинге происходило на основе данных аудиторской проверки муниципальных предприятий по 8 параметрам деятельности, которые формировали сводный критерий. В число этих параметров попали такие показатели, как выручка, чистая прибыль (убыток), часть прибыли, подлежащая перечислению в бюджет города Красноярска (дивиденды), чистые активы, объем налоговых перечислений и т. д. Причем 45 % этого сводного критерия составили чистая прибыль, часть прибыли, подлежащая перечислению в бюджет города, и объем налоговых поступлений.
- Ранжирование предприятий, - рассказала «ВК» заместитель главы города, начальник департамента экономики Татьяна Зеленская, - позволяет в динамике проанализировать изменение ситуации за отчетный год и предыдущий период, определить, за счет каких показателей изменилась деятельность предприятия. А так как в рейтинге участвуют основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, то мониторинг ситуации позволит избежать банкротства предприятий.
Лучшими по итогу рейтингования стали муниципальные предприятия «Красноярскгорсвет», «Горэлектротранс», «Красноярскгорпроект», «Комбинат школьного питания № 13», «ИЦ «Городские новости».
Все эти предприятия по итогу 2008 года, по словам Зеленской, показали значительное повышение экономической эффективности.
К примеру, муниципальное предприятие «Красноярскгорпроект» в сравнении с основным конкурентом - МКП «Управление по строительству Красноярского метрополитена» - имеет лучшие показатели по чистой прибыли и дивидендам, а также по критерию «бюджетные расходы» (в т. ч. муниципальный заказ).
Ошибки соответствия
Несмотря на весь оптимизм городской администрации, валидность результатов подобного рейтинга вызывает сомнения. В частности, Красноярскгорпроект - институт, проектирующий жилые и общественные здания, объекты коммунального назначения, разрабатывающий техническую документацию реставрации зданий и сооружений и осуществляющий еще массу всевозможных операций. Один только подряд на разработку документации для проектирования учебно-лабораторного корпуса института нефти и газа Сибирского федерального университета (СФУ) принес институту 63,8 млн рублей. В активе же красноярских метростроевцев лишь на 14 % построенное метро (данные октября 2008 года), которое если когда-то и начнет приносить прибыль, то, во-первых, еще очень не скоро, а во-вторых, скорее всего, не Управлению по строительству.
Неудивительно, что, по данным департамента экономики, у МП «Красноярскгорпроект» по итогам работы за 2008 год произошло значительное увеличение размера чистой прибыли (у строителей метро ее просто нет). Согласитесь, сравнивать два столь разных предприятия, одно из которых способно генерировать прибыль, а второе просто для этого не предназначено, по меньшей мере, странно.
Пассажирская экономика
Еще более странно выглядит победа Горэлектротранса в номинации «Пассажирские перевозки». По официальной информации департамента экономики, в сравнении с другими муниципальными предприятиями пассажирского транспорта данной компанией получен положительный финансовый результат, произведено перечисление части прибыли в бюджет города. При этом в 2008 году Горэлектротрансу были определены субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате небольшой интенсивности пассажиропотоков. Причем их возврат в бюджет не предусматривался.
- Следует отметить, что суммарно объем налоговых перечислений и части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет города Красноярска, - рассказала Зеленская, - сопоставимы с размером выделенной субсидии.
Довольно странная ситуация, особенно если учесть, что еще в первом квартале 2008 года по всем муниципальным перевозчикам, включая Горэлектротранс, были зафиксированы убытки в размере 90 млн рублей. К тому же сам директор муниципального предприятия Владимир Болотин в интервью журналу Renome в мае уже этого года признавал, что большинство парка компании изношено на 100 %.
- Я полагаю, что ни о какой реальной прибыли в Горэлектротрансе речи быть не может, - категоричен заместитель председателя правления Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков Виктор Сидоров. - На сегодняшний день все муниципальные предприятия-перевозчики убыточны и живут на субсидии.
Вопросы без ответа
Еще одна странность обнаруживается при сопоставлении происходившего на рынке муниципальных пассажирских перевозок с результатами рейтинга. Во-первых, на сегодня, по данным департамента транспорта городской администрации, в городе работает 52 автобусных маршрута, 7 троллейбусных и 5 трамвайных. Во-вторых, парк автобусных компаний, в отличие от электротранспорта, периодически обновляется. Только в конце прошлого года на деньги муниципалитета были куплены 75 новых автобусов. И при всем при этом Горэлектротранс все же показал большую экономическую эффективность.
- Автобусные предприятия города, - говорит Сидоров, - находятся сегодня в очень плачевном состоянии, но пик их проблем придется на осень, и связано это с тем, что существующие сейчас их источники финансирования просто иссякнут.
Получить сколь-либо точные данные о состоянии дел на муниципальных предприятиях пассажирского транспорта (в цифрах прибыли, убытков, субсидий и прочее) ни в департаменте экономики, ни в департаменте транспорта не удалось: в первом отделались общими фразами, ответ второго так и не был получен на момент сдачи номера в печать.
Однако официальные цифры и результаты рейтинга заставляют задуматься над вопросом эффективности управления на пассажирских предприятиях города. Да и депутаты горсовета не раз поднимали этот вопрос, с высокой трибуны заявляя о неэффективности городской системы пассажирского транспорта.
Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»