Муниципальные дорожники не отстаивают свои интересы
Дорожное строительство в Красноярске финансируется не больше чем на треть от необходимого объема. Ждать в таких условиях высокой эффективности от профильных муниципальных предприятий не приходится. Однако это далеко не единственная причина плохого состояния дорог в городе.
Минимум 4 миллиарда
Дефицит средств, выделяемых на нужды дорожного строительства, в Красноярске стал уже традиционным. Даже в «хлебные» годы на эту отрасль выделялось недостаточно средств. По расчетам Красноярскгражданпроекта, только на строительство ежегодно необходимо тратить не менее 4 млрд рублей, для того чтобы к плановому 2015 году реализовать все проекты, связанные с новой дорожной сетью. Пока что рекорд принадлежит прошлому году - около 2 млрд рублей из бюджетов всех уровней. В этом - почти в два раза меньше.
Похожая ситуация складывается и в сфере дорожных ремонтов. В 2009 году финансирование по этой статье составит чуть более 70 млн рублей против 280 млн в прошлом. Подобное уменьшение финансирования произошло вследствие корректировок городского бюджета. По сути, деньги с дорог ушли на иные капитальные нужды.
- Такой подход в корне неверен, - говорит депутат городского Совета Красноярска Константин Ляшкевич, - в период кризиса необходимо сохранять то, что уже наработано, а не вкладывать огромные деньги в развитие.
Озабоченность депутата понятна - ему как никому известны последствия длительного отсутствия ремонта на дорогах (Ляшкевич является начальником Федерального управления автодорог «Байкал», ответственного за ремонт трассы М-53, восточный участок которой не ремонтировался более 20 лет).
Проблемы управления
Ждать в такой ситуации сколь-либо высокой эффективности от муниципальных дорожных предприятий не приходится.
- На сегодняшний день дорожная отрасль города, - говорит Ляшкевич, - профинансирована не более чем на 35 % от необходимого объема. У предприятий не хватает техники и рабочей силы.
Однако причина низкой эффективности дорожных служб города кроется не только в нехватке финансирования. Одна из ключевых проблем муниципалов - управление. За примерами далеко ходить не надо - «ВК» не раз писал о недостатках дорожного строительства и ремонта и нарушениях, допускаемых муниципальными предприятиями.
- Даже в богатые годы, когда в бюджете были деньги, - рассказывает Ляшкевич, - департамент городского хозяйства города не выходил на депутатов с просьбами об увеличении финансирования дорожных работ, хотя мы были готовы. А это значит, что руководители муниципальных дорожных предприятий просто не отстаивали свои интересы, не добивались увеличения финансовых вливаний.
Несмотря ни на что
Проблемы управления на муниципальных предприятиях уже дошли до того, что сам мэр признал их существование. Глава города обвинил департамент городского хозяйства в том, что ремонтные компании разбирают специализированные машины, при помощи которых проводится укладка асфальта в минусовые температуры, либо превращают их в простые самосвалы.
При всем этом именно муниципальные предприятия продолжают стабильно выигрывать тендеры и конкурсы на ремонт городских дорог. В департаменте городского хозяйства объясняют это тем, что другие профильные компании просто не хотят работать за предлагаемую городом цену. То есть все опять упирается в финансирование отрасли, а точнее, в ту цену, которую город готов заплатить. Ведь именно стоимость является ключевым фактором в подведении итогов конкурсов. Но даже если ввести в условия в качестве обязательного показателя уровень эффективности, ситуация вряд ли сколь-либо кардинально изменится.
- На сегодня ни в городе, ни в крае нет частных дорожно-строительных компаний, которые могли бы конкурировать даже с невысокой эффективностью подобных структур муниципалитета, - говорит Ляшкевич. - Для обеспечения такой работы нужен соответствующий парк техники, место базирования, персонал - всего это у частников сегодня просто нет.
Похоже, пока сам город не изменит отношения к дорожной отрасли, к ее финансированию, красноярцам придется ездить по дорогам, все следы ремонта на которых будут смывать талые воды.
Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»