Власть намерена устранить перекупщиков с рынка сырого молока. Аграрии против
Реализация сырого молока в крае сильно снизилась по отношению к уровню прошлого года. Решение этой проблемы власти увидели в прямой продаже этого продукта из бочек. Однако, несмотря на содействие властей, сельхозпроизводители признают, что самостоятельно удовлетворить существующий спрос не могут.
Уличный проект
Проблема реализации молока стала одной из ключевых на прошедшем в пятницу заседании комитета Законодательного собрания Красноярского края по делам села и агропромышленной политике. Основным инструментом решения этой проблемы на сегодня является продажа молока непосредственно самими производителями из бочек. Предваряя обсуждение, председатель комитета Александр Дамм отметил, что, несмотря на все усилия властей, нерешенных вопросов на этом направлении еще очень много.
Первым слово получил министр сельского хозяйства края Леонид Шорохов. Его выступление носило скорее информативный, нежели аналитический характер.
- На сегодняшний день, — начал министр, — в шести городах и районах края, таких как Красноярск, Минусинск, Железногорск, Дивногорск, поселки Шушенское и Ермаковское, организована торговля молоком из бочек. С 19 июня по 1 июля этого года населению края ежедневно реализовывалось около 8 тонн молока. Причем на краевой центр пришлось порядка 3 тонн.
Также Шорохов сообщил, что для контроля за качеством молока разработан ряд требований. Это и обязательный контроль за здоровьем животных, за дезинфекцией и мытьем бочек, и непременный повторный контроль качества самого молока, уже разлитого в бочки, по результатам которого и выдаются сертификат соответствия и разрешение на торговлю.
- Сельхозпредприятия сейчас ищут способы приобретения этих бочек, — подвел черту под своим выступлением профильный министр. — В планах министерства довести количество бочек до 100, а потом сделать срез — сумеем ли мы при таком количестве сохранить качество продукта и насколько молоко будет востребовано. Наши письма сегодня разосланы во все города и районы края для тиражирования данного формата торговли на местах.
Продолжил оптимистичные выступления министра и руководитель службы по ветеринарному надзору Красноярского края Михаил Килин, описав существующую процедуру контроля, отметив особую важность вторичного контроля уже разлитого в бочки молока.
- К тому же, — добавил Килин, — мы сегодня стараемся выдавать разрешения преимущественно сельхозпроизводителям, а не перекупщикам. В противном случае получится так, что сам производитель опять не зайдет на рынок и будет недополучать прибыль.
Отвечая на вопрос специалистов экспертно-правового управления Заксобрания края о правомочности подобных действий со стороны ветконтроля, главный ветеринар сослался на существующий регламент, который пусть не в явной форме, но позволяет это делать.
- Сегодня очень важно не допустить на местном уровне никаких срывов по качеству и безопасности продукции, — отметил депутат ЗС Михаил Васильев, — иначе эту нашу инициативу просто запретят вышестоящие инстанции.
Залезть в бочку
- На сегодня в городе ведется торговля из 21 бочки, — рассказала собравшимся заместитель начальника департамента экономики Красноярска по инвестиционной политике и предпринимательству Наталья Борисова, — и мы готовы предоставить места вплоть до 100 бочек ежедневно.
Однако это вовсе не означает, что такой формат решит все проблемы сельхозпроизводителей. Вопрос упирается в собственно бочки, которых на сегодня совершенно недостаточно для организации эффективной торговли в этом формате. Самим же аграриям сегодня не под силу приобретать их, так как, по расчетам руководителей сельхозпредприятий, для того чтобы бочка только окупилась, понадобится порядка 4 месяцев. Да и найти
Предложение Михаила Васильева купить эти бочки за бюджетные деньги и сдавать их в аренду нашло горячую поддержку у аграриев, но не нашло отклика у представителей власти.
Свою роль в трудностях становления уличного формата молочной торговли сыграла и хваленая система контроля, которая, по замечанию экспертов, сегодня также выступает сдерживающим фактором в наращивании объемов продаж. Например, по Березовскому району — производителю приходится провезти бочку через Ленинский район на рынок «Амурский» в Черемушках, чтобы пройти сертификацию, ведь только на рынках сегодня существуют подобные лаборатории.
- И получается, — говорит руководитель отдела потребительского рынка департамента экономики города Наталья Попова, — что только на пробках мы теряем несколько часов, и молоко к конечному потребителю поступает только к
Эту идею поддержали депутаты. Килин же заявил, что сейчас они как раз работают над созданием передвижной лаборатории, которая снимет этот вопрос. Правда, справится ли такая система, состоящая даже из нескольких машин, со 100 бочками ежедневно, как планирует городская администрация, осталось неясным.
Призрак перекупа
Помимо стоимости бочек аграриев смущает и политика краевых властей по созданию собственных перерабатывающих предприятий, которым в случае успеха «уличного проекта» может просто не хватить молока.
- Вряд ли мы сумеем через бочки реализовать больше
Даже если оценки Дамма окажутся далеки от реальных достижений, это все равно вряд ли скажется на рынке переработки так, как о том говорят сельхозпроизводители. В конце концов, это будет означать, что у производителей появятся деньги, которые можно пустить на развитие собственных предприятий, а следовательно — на повышение удоев.
- Одна из первостепенных задач, стоящих перед нами в плане развития сельского хозяйства, — заявил депутат Заксобрания Василий Моргун, — это стимулирование прямых продаж сельхозпродукции, потому что это повышает рентабельность данного бизнеса, упрощает логистику, гарантирует качество. Но чтобы этого добиться, необходимо из цепочки продаж исключить посредников.
Вообще тема перекупщиков по сей день остро стоит в сельском хозяйстве Красноярского края. Именно их обвиняли в росте цен на молоко осенью 2007 года. Именно в их действиях несколько позже усмотрели вину за текущее состояние сельского хозяйства региона. Вот и в эту пятницу не обошлось без их призрака. Однако сами аграрии были далеки от столь категоричной позиции депутатов.
- Мы слишком поздно начали этот проект и недооценили спрос, — говорит руководитель СПК «Шалинское» Михаил Смагин. — Сельхозпроизводители больше испугались, чем население, и, по сути, мы оказались не готовы к такому формату торговли. Из 17 поступающих к нам ежедневно тонн молока мы в сыром виде реализуем 3 тонны и 6 — в переработанном. Поэтому сегодня ни в коем случае нельзя перекрывать доступ на этот рынок перекупщикам. Мы сами не сможем реализовать такое количество молока.
Вопрос качества
Смагина поддержали и другие аграрии. Здесь все опять уперлось в бочки, а точнее, их отсутствие.
- Если мы сегодня пустим на этот рынок перекупщиков, — напомнил представителям сельхозсообщества ситуацию Михаил Васильев, — то ровно через год вы от них будете получать предложение, много меньшее реальной себестоимости молока, а здесь оно будет продаваться по рыночным ценам, и вы опять не получите своих денег.
Есть и другой аспект вопроса перекупщиков — качество продукта.
- В законе ясно сказано, — говорит Килин, — что ответственность за качество молока несет его хозяин, а пуская на этот рынок перекупщиков, производитель снимает с себя ответственность.
Достичь конкретных договоренностей так и не удалось. Впрочем, когда вопросы касаются сельского хозяйства, часто происходит именно так.
Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск»