Штрафы могут разорить любую сеть продуктовых магазинов
Нарушения антимонопольного законодательства не редкость в розничной торговле, однако доказать их бывает чрезвычайно сложно. А выплата штрафов в полном объеме может существующие сети просто убить.
Творожный заговор
В розничной торговле встречается несколько видов нарушений антимонопольного законодательства. Однако на сегодня основная работа Управления антимонопольной службы по Красноярскому краю сосредоточена вокруг контроля за ценообразованием на социально значимые товары, к которым относятся молоко жирностью
- Мы следим за наценкой на эти товары, — рассказывает заместитель руководителя краевого УФАС Олег Харченко, — и попутно отслеживаем признаки ценовых сговоров, которые встречаются достаточно часто.
Совсем недавно компания «Вимм-Билль-Данн» подала заявление, при расследовании по которому было установлено, что компания Danone сговорилась с розничными игроками о том, чтобы бутылочка ее продукта Actimel емкостью 100 мл стоила не менее 13 рублей. И такие ситуации не редкость. Другой пример — компания «Инмарко», производитель мороженого.
- Такие согласованные действия возникают с завидной периодичностью, — говорит Харченко, — и тот, кто решается не участвовать в этом, лишается разного рода бонусов и прочих преференций от производителя.
Все это, конечно же, отражается в первую очередь на конечном потребителе продуктов недобросовестных компаний — цена вырастает. А поскольку помимо бонусов в таких соглашениях, но уже со стороны розницы, оговаривается территория распространения, ритейлеры становятся эдакими микромонополистами.
- Конечно, — говорит Харченко, — с позиций Газпрома или Сибнефти это все выглядит детской игрой, но для конкретно взятых людей конкретного микрорайона это выливается в то, что они не могут позволить себе купить продукты нигде, кроме как у этого торговца, и только по таким ценам.
Кому это помешало
Привлечь к ответственности подобных игроков рынка бывает очень трудно, поскольку нужно доказывать нарушение конкуренции. А главный оправдательный довод в таких делах звучит примерно так: «И кому это помешало?». Какое вообще отношение к нарушению антимонопольного законодательства имеют те — условно — 10 копеек, которые накручиваются сверх рыночной цены в результате сговора? Как любые карательные меры производителя могут сказаться на конкуренции?
- Суды, к сожалению, далеко не всегда принимают это во внимание, — говорит Харченко, — и переход дела в судебную плоскость имеет для нас скорее методическое значение.
Вообще, сегодняшнее положение дел на поприще соблюдения конкурентных прав сильно осложняется несовершенством торгового законодательства. Олег Харченко вообще уверен, что пока данный вид закона не примет нормальной формы, говорить о соблюдении антимонопольного законодательства не приходится.
Собственно, поэтому УФАС не раз уже выходило с инициативой уменьшить для торговых сетей порог доминирования, поскольку рынок очень раздроблен и даже контролирование 10 % его при определенных условиях (например, гипермаркет в спальном районе) дает магазину лидирующее положение на рынке.
- В Красноярске ситуация не настолько явная, — говорит Харченко, — в судах от нас всегда требуют доказательств доминирования, в противном случае обвинят в том, что мы преследуем малый и средний бизнес.
С другой стороны, есть такая система, как «плата за вход». Здесь все еще больше усложняется, ведь негласно существующий кодекс чести торговца не позволяет ему жаловаться на своих же коллег, а без этого любые разбирательства по этому поводу сводятся к упражнениям по ораторскому искусству.
- К тому же, — рассказывает Харченко, — все эти бонусы и «платы за вход» очень хорошо адаптируются под любой категориальный аппарат. Например, запретили «входные билеты» — теперь это называется «плата за маркетинговые услуги». Вообще, в сетях очень много нарушений антимонопольного законодательства, и сегодня можно просто разорить любую сеть, накладывая причитающиеся по закону штрафы (до 15 % от оборота. — «ВК»), поэтому наряду с новым торговым законом мы очень ждем изменения и нашего законодательства, которое бы привнесло более точную отраслевую настройку.
Ирина Смолина, «Вечерний Красноярск»