Олимпиада, которой может не быть
На прошлой неделе все прогрессивное человечество наверняка отметило бы (если бы вспомнило) двухлетие со Дня Великой Победы России. Эта победа была добыта в далекой Гватемале в упорной борьбе с конкурентами из Кореи и Австрии, когда Международный олимпийский комитет принял историческое решение провести зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи. Россия второй раз в своей истории получила Олимпиаду и впервые — Олимпиаду Белую. С тех пор прошли два долгих года…
За это время в Сочи сменился мэр (на этот пост претендовали Борис Немцов и Анастасия Волочкова, а победил Анатолий Пахомов), двое руководителей корпорации «Олимпстрой» (Семена Вайнштока сменил экс-мэр Сочи Виктор Колодяжный, а его — глава компании «Балтика» Теймураз Боллоев), куратор проекта от правительства России (вице-премьер Дмитрий Козак вместо вице-премьера Александра Жукова). Воз, впрочем, и ныне там, и, несмотря на победные реляции официальных лиц, сомнения в том, что именно в Сочи в 2014 году пройдут XXII зимние Олимпийские игры, остаются. Итак, что может помешать Олимпиаде в Сочи? Давайте рассмотрим все варианты.
Прецеденты имеются
Для начала оговоримся, что в истории человечества Олимпийские игры переносились лишь дважды. В 1908 году летняя Олимпиада вместо Рима прошла в Лондоне по причине природного катаклизма — извержения вулкана Везувий. 68 лет спустя — в 1976 году — уже зимняя Олимпиада переехала из американского Денвера в австрийский Инсбрук по финансовым причинам. Причем, заметьте, Денвер отказался от Олимпиады всего за два года до ее проведения, и эта ситуация, в отличие от истории с Везувием, гораздо ближе к нашей сегодняшней реальности, так что сразу отбрасывать перспективу переноса Игр из Сочи в ту же Австрию не станем.
Кстати, первая попытка в этом направлении предпринята уже была — осенью прошлого года. Тогда вопрос о переносе Олимпиады из Сочи поставили Грузия и… Австрия. Обоснование у каждого было свое — Грузия ссылалась на небезопасность проведения Олимпиады в зоне вооруженного (с ней, Грузией) конфликта, а Австрия упирала на невозможность проведения Игр по финансово-организационным причинам. При этом эта самая Австрия готова была принять игры у себя в Зальцбурге, который проиграл Сочи на выборах столицы XXII зимней Олимпиады, но в отличие от нашего города-курорта уже имеет ряд спортивных объектов, готовых принимать соревнования самого высокого уровня. Тогда МОК предложения отклонил, заявив, что оснований для переноса Игр из Сочи не видит. Но впереди еще 4,5 года, и новые инициативы по переносу Олимпиады наверняка еще последуют.
Силы природы
Своего Везувия в районе Сочи, слава богу, не наблюдается, но сейсмическая активность в этом регионе учеными отмечается повышенная. По данным Службы срочных донесений Геофизической службы РАН, за последний год в этом регионе (считая Турцию и Кавказ) случилось 20 (!) землетрясений мощностью от 2 до 6 баллов. Последнее — силой 4,5 балла — было зафиксировано в Турции 7-го июля сего года. Не будем забывать, что в той же Турции 10 лет назад грянуло землетрясение силой в 10 баллов, унесшее жизни 12 000 человек.
Раз уж речь зашла о природе, то стоит вспомнить еще об одной неприятной перспективе — вмешательстве международных экологов. Наших-то, доморощенных, понятно, никто слушать не станет, а вот организации типа «Гринпис» сложно будет проигнорировать. А экологи, кстати, еще на стадии подачи заявки Сочи стали бить в колокола, указывая, что ряд олимпийских объектов планируется построить на особо ценных участках Сочинского национального парка, в том числе в буферной зоне Кавказского государственного биосферного заповедника.
Выиграть право на проведение Олимпиады Сочи это не помешало, но экологи не успокоились, и «Гринпис» пригрозил подать в суд на Международный олимпийский комитет, если планы по размещению олимпийских объектов не будут изменены. В МОК эту угрозу восприняли всерьез и довели свою озабоченность до сведения российских властей, после чего Владимир Путин провел специальное совещание по проблемам соблюдения экологических требований при подготовке к Олимпиаде-2014. Было принято решение перенести строительство санно-бобслейной трассы и горной олимпийской деревни с Грушевого хребта в национальном парке в менее ценные для экологов места.
Большая политика
Первая и пока единственная Олимпиада в истории России (тогда еще советской) началась беспрецедентным международным бойкотом, в результате которого в Москву свои делегации не прислали сразу 65 стран мира. Поводом для бойкота стал ввод советских войск на территорию Афганистана. Конечно, потом был Лос-Анджелес-84 и ответный бойкот стран соцлагеря, но… все началось именно в Москве-80. Очевидно, сейчас мы живем в другом мире, где как минимум не существует «железного занавеса» и противостояния двух политических систем. Впрочем, перспективы, что «ястребы» вмешаются в мирные спортивные игры, увы, имеются.
Роль Афганистана в данной ситуации готова сыграть Грузия, которая действительно расположена подозрительно близко от Сочи. Собственно Абхазия, ставшая центром конфликта между Россией и Грузией, расположена в одном часе езды на маршрутке от Адлера. Первая (в XXI веке) российско-грузинская война, случившаяся в августе 2008 года, получилась стремительной и на олимпийские перспективы Сочи практически не повлияла — по крайней мере, атаку Грузии на Олимпиаду, как мы уже упоминали, МОК хладнокровно отбил. Однако если история повторится и конфликт получится более затяжным, мировое сообщество вряд ли воспримет его с тем же олимпийским спокойствием.
Отказ Грузии от участия в Евровидении-2009 в Москве стал пробным шагом, и если Россия продолжит играть мускулами на постсоветском пространстве, то бойкотировать Олимпиаду в Сочи найдутся и другие желающие. Вряд ли, конечно, повторится история Москвы-80, но вероятность вмешательства большой политики в праздник спорта куда выше, чем у тех же природных стихий.
Финансовый кризис
Идея превратить черноморский курорт в зимнюю олимпийскую деревню изначально представлялась прожектом мирового уровня. Впрочем, при ценах нефти в сотню долларов за баррель русские могли себе многое позволить. Отсутствие в Сочи тех самых спортивных сооружений, которые уже есть у австрийского Зальцбурга и корейского Пхеньяна, в МОК сочли даже хорошим знаком — все будет построено с иголочки, на самом современном уровне. Однако разразившийся в 2008 году мировой финансовый кризис больно ударил и по амбициозным планам олимпийской стройки в Сочи.
Первоначально объявленный бюджет на подготовку к Олимпиаде в 10 миллиардов долларов — сразу сделавший Игры в Сочи самой дорогой зимней Олимпиадой в мире — уже подвергся сокращению. В мае этого года стоимость олимпийских объектов оценивалась уже в 206 млрд рублей, около половины которых придется на долю государства, остальные — на частных инвесторов. Впрочем, эти самые частные инвесторы, несмотря на кризис, проявили такой энтузиазм в финансировании строительства олимпийских объектов, что у оргкомитета Игр образовался профицит в 4 млрд (!) рублей.
Руководитель координационной комиссии МОК Жан-Клод Кили, побывавший с очередной инспекцией в Сочи в мае, заявил, что «российский бриллиант с каждым днем сверкает все больше и больше». При этом сами очевидцы большой стройки рассказывают о том, что строительство многих объектов так и не началось, а ведь помимо собственно дворцов, трасс и стадионов в районе Сочи намечены строительство 200 км новых дорог и железнодорожных путей, транспортных развязок, современного аэровокзального комплекса с пропускной способностью 4 миллиона пассажиров в год, прокладка 700 км волоконно-оптических сетей и увеличение энергомощностей региона.
Найдут ли в России деньги на то, чтобы превратить обветшалый курорт советских времен в ультрасовременный международный центр зимних видов спорта? А с учетом того, что пресловутый Стабфонд к началу 2010 года обещает закончиться, а нефть дороже 70 долларов за баррель пока не поднимается? А если добавить сюда проблемы, которые испытывают сейчас Олег Дерипаска и Владимир Потанин, чье финансовое участие в олимпийском строительстве в Сочи планировалось в значительных масштабах?
Да нет, все у нас, конечно, получится. Не может себе современная Россия даже в мыслях позволить провалить такой грандиозный имиджевый проект, как Олимпийские игры. Даже если для этого нужно будет в 2013 году остановить все заводы и устроить грандиозный олимпийский субботник всероссийского масштаба или объявить грандиозную финансовую мобилизацию среди бизнесменов всех уровней и мастей. Сделаем, обязательно сделаем.
Главное, чтобы природа и Грузия не вмешались.
Аркадий Баташев, «Вечерний Красноярск»