В ролях: Даниэль Отой, Жерар Депардье, Андре Дюссолье
Этот фильм достоин внимания хотя бы потому, что Оливье Маршал полтора десятка лет прослужил в спецподразделениях французской полиции, а это о многом говорит и ещё больше обещает. Однако гарантированное таким опытом режиссёра знание предмета и, как следствие, достоверность – далеко не единственное, и даже не главное, достоинство «Набережной Орфевр, 36». По этому адресу расположено парижское управление криминальной полиции, и профессионал – как в охране правопорядка, так и в режиссуре – Маршал, не понаслышке знающий о происходящем в стенах этого очаровательного особняка, просто не мог снять плохое кино про полицейских, что, впрочем, не значит, что он не мог снять кино про плохих полицейских.
Странно было бы ожидать от него картины о рыцарях в сияющих доспехах, защищающих покой обывателей, не снимая белых перчаток, или же, напротив, о продажных копах, безостановочно берущих взятки и выслуживающихся перед бандитами. Слишком уж просто, ведь реальная жизнь куда как сложнее, «чёрное» и «белое» в ней не просто идут рука об руку – они сливаются в единое целое, насыщая наш мир невообразимыми событиями, переворачивающими представления о добре и зле с ног на голову. И герои фильма – полицейские, пребывая в постоянном и неизбежно тесном контакте с преступным миром, не могут не меняться, и именно происходящие с их сознанием изменения, их представления о справедливости и мере возможного и являются главной темой «Набережной…». Лента Маршала сильно напоминает – и визуально, но в гораздо большей степени настроением – «Схватку» Майкла Манна, с той очевидной разницей, что здесь главные герои находятся по одну сторону баррикад. Лео Вринкс и Дени Клейн руководят отделами криминальной полиции, они равны по возрасту, званию и служебному положению, они успешны и знамениты, и они не просто конкурируют друг с другом – они враждуют. Подразумевается, что в основе конфликта не только профессиональные, но и личные мотивы. Кульминации же их соперничество достигает в тот момент, когда становится понятно, что тот из двоих, кто поймает бесчинствующую в городе банду жестоких налётчиков, займёт место директора криминальной полиции.
Пересказывать сюжет дальше не имеет смысла, нужно только заметить, что он полон неожиданных поворотов и внутреннего напряжения, до предела насыщен даже не эмоциями, а безграничной и разрушительной страстью. Наблюдая за действиями главных героев, раскрывая для себя движущие ими мотивы, невозможно оставаться равнодушным. И «хороший» полицейский Вринкс (Отой) и «плохой» Клейн (Депардье) давно уже перешагнули границу между добром и злом, жизнь каждого из них полна крови, грязи, лжи, предательства и неизбежного одиночества. Они оба находятся в одном шаге, как от скамьи подсудимых, так и от заветного кресла начальника, и тем увлекательнее наблюдать за кровавой схваткой, в которой не так-то просто отдать кому-либо предпочтение. «Набережная Орфевр, 36» с трудом поддаётся жанровой классификации: отменного качества сцены нападений и перестрелок не превращают его в action, а термин «криминальная драма» столь неопределёнен, что почти ни о чём не говорит.
Скорее, это «атмосферный триллер» – кино, предельно насыщенное эмоциями, держащее зрителя в напряжении за счёт едва уловимых, но крайне действенных ощущений. Мрачная и тягучая атмосфера «Набережной…» обязана своим существованием, своей силой гениальным актёрским работам Даниэля Отой, входящего в свой лучший возраст, и Жерара Депардье, у которого, кажется, открылось уже третье дыхание. Оба могут занести этот фильм в число лучших своих работ, как и Андре Дюссолье, великолепно сработавший «на втором плане».