Не раз отмечалось, что лучшие роли заслуженной артистки России Светланы Сорокиной связаны с темой нелегкой женской судьбы, с темой материнства. Вот и на свой бенефис актриса выбрала два спектакля, где в полной мере отражена эта тематика: «Мягче пуха - тверже камня» по рассказам Виктора Астафьева и лирическую комедию «Танго осенней любви» по пьесе Владимира Попова «Идеальная пара» («О, Марианна»).
Впрочем, говорить о каком-то выборе здесь не совсем уместно. Так уж совпало, что в этом сезоне в Красноярском театре им. Пушкина сразу четыре юбиляра. Такое количество бенефисных спектаклей театр, при нынешнем его финансовом положении, просто не потянул. Переносить на следующий сезон? Ложка дорога к обеду! И Сорокина предложила руководству две своих недавних работы, которые идут в Доме актера. Как призналась сама артистка, «для меня это счастливая возможность поговорить с широким кругом зрителей, понять, совпадаю ли я с ними». Похоже, публика ответила ей взаимностью: на бенефисе был аншлаг.
И все-таки, все-таки… После юбилейного вечера я вышла с ощущением какой-то непонятной грусти. Как-то поневоле пришли мысли о коротком актерском веке, особенно женском, о прихотях судьбы, когда по воле одного человека тебя просто перестают замечать. Судьба часто не благоволит к актеру. Вроде, все есть: и талант, и мастерство, и яркая индивидуальность – а не везет, и все тут! Сколь многое в театре зависит от удачи… Светлана Сорокина приехала в Красноярск лет тридцать назад вместе с мужем, заслуженным художником России Анатолием Золотухиным по приглашению бывшего главного режиссера театра им. Пушкина Натана Басина. Поначалу все складывалось удачно: за эти годы сыгран не один десяток ролей. А в последние несколько лет как отрезало: Сорокина практически не получала новых предложений. Бывший директор театра Игорь Бейлин перестал видеть в ней актрису…
Может быть, это неприятие и послужило толчком к самостоятельному творчеству? Многие помнят моноспектакль Светланы Сорокиной «Марина», посвященный жизни и творчеству Марины Цветаевой, любимого поэта актрисы. Так родился и спектакль по Астафьеву.
У актрисы вообще очень трепетное отношение к этим двум авторам. И ее постановки не вписываются в привычное представление об антрепризе как коммерческом проекте. Скорее, возможность поделиться собственным ощущением жизни, попытка выразить то, чего не хватает в театре. Как говорит сама артистка, у нее сейчас сильная тяга к серьезному трагедийному материалу – отсюда, наверное, и поиск именно в этом направлении.
В спектакле «Мягче пуха - тверже камня» использованы два рассказа Виктора Астафьева: малоизвестный ранний «Солдат и мать» и более поздний «Старое кино». В своей постановке Светлана Сорокина удачно объединила их в целостный рассказ о матери. И пусть не все здесь режиссерски точно, но спектакль цепляет. Цепляет самой темой о судьбе матери на войне, искренностью актеров. Тем, чего зачастую не хватает во многих современных постановках.
Впрочем, несмотря на свой интерес к серьезной драме, Светлана Сорокина с не меньшим удовольствием играет и в комедиях, любит «поозоровать». Если даже в роли нет материала, что-то в ней придумывает – как это было, например, в недавней премьере «Ханумы», где Сорокина сыграла Текле. Кто видел запись товстоноговской постановки в БДТ, согласится – абсолютно разный подход!
Равно как и спектакль «Танго осенней любви» - тоже своего рода отдушина. Незамысловатая комедия о немолодой паре, чья любовная идиллия через семь лет затрещала по швам. Сможет ли мужчина, пресыщенный иллюзией пресности длительных отношений, за множеством масок разглядеть свою единственную женщину? И захочет ли она сама к нему вернуться? Интрига сохраняется до финала.
Кстати, участие в этом спектакле – настоящий дружеский подвиг народного артиста России Валерия Дьяконова. За несколько дней до бенефиса Светланы Сорокиной заболел артист Николай Бухонов, и Дьяконова попросили заменить его. Артист выучил сложную и объемную роль в «Танго»… всего за пять дней! Зрители узнали об этом только после спектакля.
Елена Коновалова