Помнится, после премьеры комедии "Я только хотела спросить…" режиссера Андрея Пашнина упрекали в излишней коммерциализации. Мол, постановщик чересчур упростил сюжет, изменил финал в антрепризном ключе, убрав из него всю трагичность. Но у публики свое мнение: уже несколько сезонов спектакль идет в красноярском Доме актера на аншлагах.
Впрочем, бессмысленно обвинять постановки, идущие в Доме актера, в коммерческой направленности. Сами артисты, участвующие в этих спектаклях, говорят, что антрепризная площадка не предполагает излишней философии: зрители приходят сюда отдохнуть и посмеяться. Да и актерам не грех иногда расслабиться и отвлечься от серьезной драматургии.
Спектакль "Я только хотела спросить…" поставлен по пьесе Надежды Птушкиной "Ненормальная". Журнал "ELLE" не случайно называет ее "самым ставящимся из ныне живущих драматургов России": Птушкина – автор более 60 пьес, почти половина из которых поставлена на сценах многих российских и зарубежных театров. Красноярский Дом актера не исключение: здесь идут сразу три спектакля по ее пьесам.
"Ненормальная" – одно из самых популярных произведений автора, сейчас даже готовится его экранизация. Очень легко объяснить притягательность пьесы для постановщиков – сюжет просто на грани фола! Посудите сами: одинокая немолодая женщина просит незнакомого мужчину переспать с ней. Как сказала заслуженная артистка России Тамара Семичева, исполнительница роли Марины в красноярской версии, "роль, как на острие ножа: чуть перешел грань – будет вульгарно". Впрочем, несмотря на сильное внутреннее сопротивление, актриса блестяще справилась со своей задачей. Веселое недоумение, которое поначалу вызывает у зрителей ее нелепая героиня, оборачивается искренним состраданием к ней. Не так-то просто интеллигентной женщине обратиться к мужчине со столь сомнительной просьбой! Особенно, если причина, толкающая ее на этот шаг, – отнюдь не приближающийся климакс, как цинично замечает объект ее посягательств, преуспевающий бизнесмен Алексей.
По сути, сюжет истории в чем-то банален: женское одиночество, нереализованное материнство, наивная попытка избавиться от комплексов юности через близость с человеком, так похожим на первую любовь. Первый абсурд дополняется последующим: ошарашенный Алексей усматривает в напоре героини черты прирожденного менеджера и "натравливает" ее на инвесторов – и кто бы сомневался в успехе этой авантюры! Но внешняя банальность оборачивается глубокими внутренними коллизиями: меняется настроение персонажей, меняется их отношение друг к другу. И в постановке Пашнина, несмотря на некоторую стертость трагедийной линии, образ героини остается в центре внимания, публика не может не сопереживать ей.
Не раз отмечала, что актерам непросто соседствовать на сцене с Тамарой Семичевой. Хотя она вовсе не из тех актрис, которые "тянут одеяло на себя", – напротив, Семичева – чуткий и внимательный партнер, она работает не на себя, а на спектакль. Но ТАК работает, с такой неподдельной искренностью, что и коллегам приходится выкладываться по-настоящему. В спектакле "Я только хотела спросить…" роль Алексея исполнил сам постановщик, Андрей Пашнин. Не однажды слышала оценку некоторых зрителей, что актер-де слишком вульгаризировал своего героя, выставил его примитивным самцом. Чего только стоит одна сцена соблазнения, когда он появляется перед Мариной в трусах с нарисованными надувными шарами, "рекламой" своей фирмы! Но, мне кажется, даже несколько чрезмерный эпатаж не разрушает спектакль, учитывая смену акцентов в финале. Да и Алексей, судя по пьесе, отнюдь не образец целомудрия и семейной верности.
Как бы то ни было, несмотря на некоторую прямолинейность режиссерского решения, спектакль не разочаровывает. Может быть, потому, что людям так хочется верить в историю о Золушке? Хотя бы на время забыть, что в жизни так не бывает…
Елена Коновалова