Главная
>
Статьи
>
«Простые вещи»

«Простые вещи»

09.07.2007
4
Режиссёр: Алексей Попогребский
В ролях: Сергей Пускепалис, Леонид Броневой, Светлана Камынина
Продолжительность – 110 м



«Простые вещи»

Главный герой «Простых вещей» анестезиолог Маслов (Пускепалис) неумолимо напоминает то Бутусова, то Васильева. Впрочем, в нем и впрямь сквозит нечто хоть усталое, но все еще рок-н-ролльное. Вот он приглушает гимн теперь уже РФ на выкрашенной в отвратительный зеленый кухне. Вот делит унылую питерскую коммуналку с кавказцем-водителем, ветхой старушкой и женой. Вот раз за разом прикладывается к всегда имеющейся за пазухой бутылке. Вот получает в табло и по-христиански не дает сдачи.


«Простые вещи»

Врач Маслов – совершенный антигерой. Он измученный, небритый, пыльный. Он кричит на жену, непрерывно пьет, пьяным садится за руль, у него отбирают права. Перед нравственным выбором колеблется и истерит. Все у него как у всех: блондинка на работе, дочь убежала из дома, денег нет, все достало, еще и жена-дура рожать собралась.

Кино анонсируется как следующее лучшим традициям ностальгического советского и современного европейского кино. Под советской традицией, видимо, имеется в виду блистательный Леонид Броневой, поскольку ничего советского (кроме разве что уже упомянутого отвратительного зеленого) более в картине не замечается. Европейскость также в его, Броневого, линии – человек на грани жизни и смерти ведет с ускользающими днями последний диалог. Такого добра навалом в любой серии а-ля «Другое кино». Броневой, конечно, предсказуемо задвигает игру остальных на задние полки. Кстати, режиссер отмечает, что роль артист практически полностью писал для себя самостоятельно. Каждое появление Броневого в кадре – очарование, застывающее где-то между глоткой и ключицами. Нельзя также не заметить, что и Пускепалис – обаятельная достоевская сволочь, и Камынина, которой досталась едкая, уверенная баба, необыкновенно хороши.


«Простые вещи»

Что еще захватывает, так это операторское жонглирование недосказанностью кадра. Вот мы слышим, как руки отсчитывают деньги, но не видим их, вот вместе с героем складываем паззл реальности, приходя в себя после столкновения с машиной… Тем не менее при этом – и навязчивое обилие крупных планов, которое еще можно счесть за интересную фишку, и совершенно уже ушедший в дурновкусие непрерывный тремор камеры, ложная документалистика.

Со всем этим добром картина огребла сразу пять наград на прошедшем «Кинотавре»: приз кинокритиков, лучшие мужские роли первого и второго плана, лучшая режиссура и лучший фильм. Победа Попогребского по столь многим аспектам, в общем-то, объяснима. Абрис картин, любимых русскими кинофестивальными критиками, прост как селедка. Кошелек пуст, у родителей-лузеров неблагодарные дети, идет дождь, а главное, как сказал бы мальчик-пессимист из «Детсадовского полицейского», – «мы все умрем». Вроде бы актеры молодцы, вроде бы оператор не идиот, и жизненно, и с юмором. А общее ощущение от такого кино хорошо передает сцена из тех же «Простых вещей» – когда грузины (кажется, грузины) красиво поют в дешевом китайском ресторане. Поют – заслушаешься, голоса горские – ахнешь, но, господа, зачем вы здесь? Что за ножницы между потенциалом и тем, где он в итоге выплескивается?


«Простые вещи»

Если подводить итоги, получилось ли кино о кризисе среднего возраста, депресняке и том, что все плохо? Да, и прекрасное. Лучше не заглядывать за дрожащий, выхватывающий случайные детали кадр – там все наверняка хуже и грустней. Неуместно позитивный, будто прилепленный цветным скотчем сюда, финал тому только доказательство. Но вышло ли трогательное кино о мелочах жизни, о том, что жизнь продолжается, переходит от старшего поколения к жителям животов беременных мам, о том, что старый еще может спеться с молодым? Определенно нет.

Александра Зет

Александра Зет

Рекомендуем почитать