Ведущую солистку Красноярского театра музкомедии, заслуженную артистку России Валентину ЛИТВИНУ наша публика больше привыкла видеть как классическую опереточную героиню – Сильву, Розалинду в «Летучей мыши», Саффи в «Цыганском бароне»… Но на ее бенефисе 20 октября поклонники смогут открыть для себя иную, непривычную Литвину.
– Чем удивите, Валентина Ивановна?
– Хочется показать разные возможности. Все-таки за 20 лет творческой деятельности сложился достаточно обширный репертуар! В одной оперетте я бы так долго не выдержала – не представляю себя в каких-то узких рамках. (Улыбается.) Буду петь оперу, оперетту, мюзикл, легкий джаз, романсы, народные песни. И не только русские, но и украинские.
«Эх раз, еще раз»
– Неравнодушны к украинскому фольклору?
– Ой, еще с детства! Родилась я на Брянщине, но вскоре родители переехали в Донецк. И одно из самых сильных детских впечатлений – как во дворе нашего дома по вечерам за длинным столом собирались взрослые и пели украинские песни. Я тоже любила петь вместе с ними. Эта певучесть языка, многоголосье – я выросла в такой красоте! До сих пор помню те песни… Что-то из них можно будет услышать на бенефисе. А вскоре хочу сделать отдельную сольную программу по украинскому фольклору. Я и русские народные песни очень люблю. Но они все-таки чаще печальные, протяжные. А среди украинских больше задорных, озорных.
– Признаться, с трудом представляю вас в этом образе – со сцены вы кажетесь холодноватой, этакой изысканной аристократкой…
– Да? Наверное, сказывается стереотип амплуа. (Смеется.) Но так сложилось, что за шесть лет работы в красноярском театре я играла только голубых героинь – до сих пор не представилось возможности показать себя в чем-то другом. А вот немцы, наоборот, в голос говорили о моем темпераменте! Особенно после песни «Эх раз, еще раз!..» – год назад на сольных гастролях в Германии и Голландии я дала 16 концертов, и этот номер неизменно вызывал овации. (В европейский тур Валентину Литвину пригласили как лауреата международного конкурса Bellini International Vocal Competition в Италии в 2005 году. – Е. К.)
«Артисту полезно менять среду обитания»
– И все-таки выходить за рамки амплуа доводится нечасто?
– Вы знаете, до Красноярска, в Алтайском театре музыкальной комедии, у меня был счастливый опыт всевозможных перевоплощений. Больше всего запомнилась работа в мюзикле «Братья по крови» английского композитора Вилли Рассела. Правообладатель его постановки в России, президент «Сибирской ярмарки» Сергей Якушин – страстный фанат мюзиклов. И он не только полностью финансировал этот спектакль, но и сам отбирал актеров. Так вот, по театральным стереотипам я как раз должна была играть в нем аристократку. А Якушин вдруг назначил на эту роль разбитную субретку, а мне дал трагическую героиню – многодетную мать из бедной семьи. И неожиданно вдруг оказалось, что и у меня, и у моей коллеги проявились какие-то новые краски. В финале, когда моя героиня теряла своих сыновей, зал плакал. Я и сама с трудом могла петь – спазмы сжимали горло… Это было настоящее потрясение – и для нас, и для зрителей.
А еще я в Барнауле пела классическую оперу – особенно любила партию Розины в «Севильском цирюльнике». Выступала с симфоническим оркестром, Великорусским оркестром «Сибирь» – была возможность попробовать себя в разных исполнительских манерах.– Чем же вас в таком случае соблазнил Красноярск?
– Артисту полезно время от времени менять среду обитания. (Улыбается.) По этой причине я когда-то ушла и из Железногорского театра оперетты. Хотя мне очень нравился этот городок – спокойный, уютный, с отличным материальным снабжением. Мы часто гастролировали, и так приятно было туда возвращаться – как в тихую гавань!
А в Барнауле я переработала со всеми местными коллективами – и с хорами, и с оркестрами. Захотелось чего-то нового. И когда после фестиваля русских оркестров пригласили в Красноярск, раздумывала недолго.«Меня купили»
– В зрительской среде распространено мнение, что оперные и опереточные примадонны – натуры капризные и своенравные. И чуть что не по ним – спасайся, кто может!
– Ой, это не про меня! (Смеется.) По натуре я человек очень застенчивый. Я не переношу конфликты, просто не выживаю в подобных условиях – от хамства у меня пропадает дар речи… В детстве родителям достаточно было строго взглянуть, чтобы я расстроилась до слез. Все недоумевали: куда с твоим характером в артистки?! Но, видимо, это было предопределено. Я не из музыкальной семьи, но петь начала раньше, чем говорить, – еще совсем маленькой постоянно что-то напевала. С лету подхватывала любые песни, которые слышала. И педагоги в школе отмечали мою музыкальность – в пятом классе даже взяли в ансамбль к старшеклассницам. А еще меня как магнитом тянуло в поле неподалеку от нашего дома. Ширь, простор – идешь среди полевых цветов и поешь! И такое ощущение, что тебя от земли приподнимает и уносит куда-то ввысь… Наверное, это был мой первый творческий полет. А главное – чтобы никто не слышал!
– Однако же на сцене театра не уединишься!
– Я туда и не собиралась – меня купили! Понимаете, я камерная певица, колоратурное сопрано – голос легкий, техничный и подвижный, но он небольшой по мощности, не для оперы. Но когда по окончании консерватории в Ростове-на-Дону я отправилась в Воронеж на ярмарку вокалистов, там на меня вдруг посыпались предложения из театров – причем в основном из оперетты! Только потом узнала, что режиссеров привлек не только мой голос, но и типаж – героиня должна выделяться, быть высокой, статной. А главный режиссер железногорского театра Борис Александрович Рябикин сознательно взял меня в пару тенору Петру Приходько. Мы с ним очень удачно совпали – по окраске голосов, по росту, по внутреннему складу.
«Я пела в церковном хоре»
– В Железногорске вы вышли на сцену уже спустя 20 дней и сразу в главной партии – молодой вокалистке такая удача выпадает нечасто.
– В этом городе мне повезло не только с режиссером, но и с дирижером. Когда на прослушивании спела с листа выходную арию из «Прекрасной Елены» Оффенбаха, почувствовала, что Леонид Аркадьевич Балабайченко проникся ко мне уважением. И после этого он мне, начинающей солистке, оркестровал десятки произведений – уже спустя три года я с Петром Приходько пела первый сольный концерт. Кстати, легкость чтения с листа у меня благодаря пению в церковном хоре, когда еще училась в Брянском музыкальном училище. В то время это было запрещено – сразу бы отчислили! Бегали в церковь закоулками, чтобы никто не увидел. Но школу я там приобрела потрясающую. У нас был высокопрофессиональный регент, и пели мы сложнейшие духовные произведения – Чайковского, Бортнянского…
У меня вообще в жизни было немало счастливых встреч. Мой учитель в консерватории Маргарита Николаевна Худовердова – ученица Анатолия Леонидовича Доливо. А он, в свою очередь, ученик не менее известного педагога по вокалу Умберто Мазетти. Итальянский маэстро преподавал в Московской консерватории в начале прошлого века. На конкурс в Италию я попала благодаря моему другу и концертмейстеру с Алтая Евгению Гутчину – именно он отправил туда запись с моими номерами. А на Сицилии я познакомилась с одним из величайших дирижеров современности Марчелло Аббадо.
– Ваши уникальные концертные костюмы – тоже результат счастливой встречи?
– Я заказываю их у разных мастеров, но роспись по ткани мне уже много лет делает замечательная художница Лилия Соколова из Барнаула. У нее каждое платье – настоящее произведение искусства. А к бенефису мне делают костюмы художница из Железногорска Наталья Миронова и из Красноярска – Юлия Соковина.
– Валентина Ивановна, а сама вы женским рукоделием не увлекаетесь?
– Ой, когда-то и шила, и вязала – весь дом был завален выкройками из «Бурды»! И к приготовлению блюд относилась основательно, любила украшать стол. Но с годами стало жалко тратить на это время. И когда на меня нападает зуд сочинительства (Валентина Литвина – не только певица, но и автор песен и романсов. – Е. К.), я бегом к роялю, и пусть там хоть все сгорает! Мои мужчины, муж и сын, уже знают: если мама закрылась в комнате – у нее творческий порыв, лучше не беспокоить. (Смеется.) К счастью, на семейной атмосфере это не отражается – мы с мужем уже 25 лет вместе, 23 октября у нас серебряная свадьба.
Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"