Предвижу совершенно справедливый вопрос — why, SpongeBob, why?!! зачем опять наступать на те же грабли, если память о прошлых экспериментах с той же тематикой ещё очень даже жива? Ответов тут на самом деле даже два — один искренний, а второй прагматичный. Во-первых, природный оптимизм упорно диктует веру в то, что дальше всегда может быть лучше (даже наперекор суровой реальности опыта, настаивающей на обратном). А во-вторых, глядя на весь предыдущий прекрасный резонанс, трудно удержаться от соблазна снова сунуться к горячей и яркой теме.
И начать мне, кажется, придётся сразу с неожиданного личного признания. Сколь бы удивительными не казались эти слова в том числе и мне самому, но я ничуть не жалею, что взялся за «Затмение». Даже при том, что Майер здесь строго следует плану по расширению своего творчества — «Затмение» длиннее «Новолуния» в те же полтора раза, в которые «Новолуние» было длиннее «Сумерек». Но всё равно — там, где «Новолуние» поражало муторностью и неряшливостью, в «Затмении» прорезалась вдруг какая-то заметная динамика. Причем вплетена она в повествование не без некоторого (ой) изящества (ой-ёй) — то, что по-настоящему значимых событий во всей книжке происходит примерно штуки полторы, осознаешь только задним числом, благополучно перемахнув через шесть сотен страниц. Майер, то есть, наконец-то освоила главную премудрость писателей, у которых в контрактах значится постраничная оплата — гнать волну текста так, чтобы и с ритма не сбиваться, и грамотно маскировать обязательную текстовую «воду». Неизвестно, может, эти писательские способности тоже могут вырабатываться при помощи банальной тренировки. Если два года без передышки подтягиваться на перекладине, то к началу третьего уже будет некоторый серьёзный уровень умения в этом — так, видимо, и здесь. Если уж осилил две полнометражные книжки, то третью уже будет писать автор с несколько иным уровнем мастерства, чем тот, кто садился за первую.
В остальном в книжном пространстве Стефани Майер мало что изменилась. Её главная героиня Белла по-прежнему разрывается между утонченным и холодным вампиром Эдвардом и страстным и горячим оборотнем Джейком (смешно, кстати, что у обоих холодность и теплота выведены буквально, в качестве температурных характеристик тела). Всё так же совершает непредсказуемые поступки в самые неподходящие моменты — видимо, Майер не знает другого способа двинуть сюжет куда-нибудь дальше, кроме как заставить свою героиню отчебучить что-нибудь этакое.
Занятно и то, что в этой книге Белла как-то особенно настойчиво принимается добиваться от Эдварда некоторого, гм, сближения — что в свете дискуссий о том, девочки какого возраста преимущественно составляют аудиторию «сумеречного» цикла, воспринимается довольно забавно. И вообще тут происходит очень смешная смена ролей — девушка отчаянно хочет от парня секса, а он в ответ демонстрирует небывалую выдержку и говорит «Да-да, но только после брака». Не очень понятно, что именно призвана воспитывать в юных читательницах такая закавыка — повышать их требовательность к своим молодым людям, или, наоборот, раскрепощать их? Впрочем, всё это так, занятные мелочи — главное здесь всё же немножко в другом.
В том, что к третьей своей книге писательница Стефани Майер совершила тот же маневр, что и мозг собаки в возрасте от полугода до года. Как известно, собака уже в шесть месяцев достигает своего полного взрослого размера — а следующие шесть месяцев продолжает расти её мозг, догоняя размеры черепной коробки. Так и Майер — к третьей книге уровень её мастерства наконец-то догнал уровень её популярности. И знаете, что — кажется, когда она, наконец, разделается с «Сумерками» и напишет что-то новое, мне будет интересно это почитать.
Книги для обзора предоставлены книжным гипермаркетом «Лас-Книгас» Дж. Стомпер
г. Красноярск, ул.Сурикова, 12
тел.2-59-08-30
сайт www.top-kniga.ru