Главная
>
Статьи
>
Бегство от любви

Бегство от любви

17.06.2009
10

«Хочу любить»Молодежный театр «Наводнение» закрыл сезон свежей премьерой. Никита Рак выпустил спектакль по пьесе красноярского автора Сони Адлер «Хочу любить».

Эта пьеса — дебют Адлер в драматургии. И дебют небезынтересный: в классическую дорожную схему, где героиня бежит, спасаясь от какой-то личной драмы (по сути — от самой себя), автор удачно вплела несколько любовных историй. Собственно, все в этой пьесе (Соня Адлер обозначила ее жанр как «истерика в двух актах») построено вокруг поиска любви, надежды на ответное чувство. Иногда, казалось бы, само в руки просится. А не судьба…

Режиссер, похоже, счел, что истерика на два действия — занятие неоправданное, и изрядно подсократил пьесу. В чем-то, видимо, этот ход обусловлен прокатными возможностями театра — «Наводнение» показывает свои спектакли на съемных площадках, и гораздо удобнее в таких условиях играть одноактовки. Но в результате сокращений, к сожалению, некоторые герои лишились своей истории, обезличились. Хотя, судя по одинаковым костюмам работников вагона-ресторана (действие происходит в поезде), это обезличивание сознательное. Но — ради чего? Сконцентрировать все на главной героине (Мария Алексеева), бегущей сломя голову неизвестно куда от безответной любви? Она и так в центре происходящего. А вот окружающим ее персонажам не хватает объема. И возникает вопрос: зачем они почти все время на сцене?

«Хочу любить»Хотя один такой персонаж, заведующая вагоном-рестораном (заслуженная артистка России Людмила Михненкова), при этом все равно привлекает к себе неотрывное внимание. При малом количестве реплик актриса так проживает свою роль, что в ее игре хоть смутно, но проявляется некая судьба. Чего, увы, нет в ее напарницах. И этот диссонанс в актерской игре явно не на пользу спектаклю. К предыдущим постановкам «Наводнения» напрашивалось определение «наивный театр». Пусть везде маловато действия, сыграно полупрофессионально, с многочисленными недомолвками, но зато живо и искренне, что подкупало. Искренность — вообще самое ценное качество в спектаклях Никиты Рака. Не утратил он ее и в новой премьере. Но пригласив в свой спектакль профессионалов из краевой драмы (кроме Михненковой и Алексеевой в нем также занят Владимир Скробан) и любителей, невольно перекосил действие. Смотришь на некоторых из героев, и неожиданно напрашивается мысль, что любой так может выйти и сыграть. А самое большое недоумение вызывает пара сельских пассажиров — непонятно, для чего они здесь вообще. К слову, в пьесе их нет, и ввод их выглядит абсолютно неоправданным и неубедительным.

«Хочу любить»Тем не менее в «Хочу любить» ощущается энергетика, в спектакле есть интересные открытия. Пожалуй, самое сильное из них — Мария Алексеева. Еще на обоих фестивалях «ДНК» в театре им. Пушкина было заметно, что она чувствует себя в современной драматургии как рыба в воде. Но там актриса участвовала в прочтении пьес, в спектакле Рака она впервые сыграла сегодняшнюю героиню — нервозную, заблудившуюся в собственных метаниях, ищущую точку опоры и с упорством самоубийцы отвергающую все, что может действительно ее поддержать. Узнаваемый характер саморазрушения представлен весьма достоверно, в отличие от многих лирических персонажей Алексеевой. А из режиссерских находок хочется выделить мысленный диалог главной героини, где ее внутреннее «я» разговаривает с ней с экрана телевизора.

«Наводнение» отработало сезон и выпустило за это время три спектакля, всерьез заявив о своих намерениях продвигать в Красноярске современную драматургию — нишу, доселе здесь практически не заполненную. Никита Рак успешно показался на «ДНК — дубль II», представив одни из самых ярких прочтений на этом фестивале. Главное, что «Наводнение» и его молодой лидер — люди ищущие, не боящиеся ошибаться и экспериментировать. А значит, у театра есть перспективы.

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать