Известно, что аннотациям к литературе, проходящей по ведомству массовой и коммерческой, верить можно. Тут либо саморазоблачительная честность вдруг проскочит, либо обман настолько вздорный, что опять же говорит сам за себя. На задней обложке книги Татьяны Соломатиной «Акушер-ха!» написано буквально следующее: «Свое место сразу же после двух „медицинских“ букв Б и В — Булгаков и Вересаев — данная буква С заняла по праву». В принципе, можно было бы написать, что на букве С она потеснила еще одного классика с медицинским дипломом — Луи Фердинанда Селина. Сделав настолько глубокий экзистенциальный надрез, что даже главному литературному мизантропу XX столетия понадобился бы колпачок нашатыря, чтобы в него заглянуть. И даже этот пассаж не увеличит ущерб, который аннотация нанесла действительности.
Два цикла рассказов, пьеса и повесть написаны «по мотивам автобиографии». «Не будет физиологических подробностей. Не будет извечных вопросов „Кто виноват?“ и „Что делать?“. Я — ремесленник. Я — наблюдатель„. Формально следуя по жизненному пути Татьяны, каждый текст не больше, чем байка, растекшаяся в неумеренном количестве остроумия. Сбежавшая из роддома босиком по снегу девочка-наркоманка, между делом стащившая сильнодействующие препараты, становится здесь фигурантом стенд-ап комедии.“Не перебивай, а переводи! Новая метода! Прогрессивное закаливание в послеродовом периоде» — шипел профессор Соломатиной, после того, как с девицей «на ломках» невзначай столкнулась иностранная делегация. Или чудесная история, как у одной дамочки случайно обнаружили в вагине градусник, за три года покрывшийся мхом, зато не расколовшийся даже после родов. Забавнее этого может быть только тупой гаишник и целое ведро плацент в багажнике.
Пришедшая из медицины в литературу, Соломатина занимает в последней явно заповедную территорию. Редкое перо добирается до кустистых зарослей неординарного жизненного опыта — который стилистические и смысловые камлания какого-нибудь выпускника литфака не заменят. У Соломатиной такой опыт есть. Годы, посвященные акушерству и гинекологии, даром не прошли. 14-летние цыганки, вздорные подружки «среднекрупных чиновников», юные наркоманки, под кайфом рожающие в канаве, оборванные крестьянки, рожающие среди картофельных клубней 8-го по счету. В общем, врачам посчастливилось тесно пересекаться с теми слоями населения, о которых творческая интеллигенция иногда только догадывается. А уж если вспомнить про профессиональную этику и философию, которая замешана на куда более прочном фундаменте, чем скороспелые «корпоративные принципы» — то интересное чтение, кажется, почти обеспечено. Но увы: опыт куда менее благородный у Соломатиной тоже имеется. «Давным-давно, когда из всей ядерной физики была только лампочка Ильича», она была участницей и сценаристкой мединститутской команды КВН. И этот-то опыт оказался роковым.
Главный обман «Акушер-ха!» в том, что скетчи здесь вполне самодостаточны. Даже слишком. Если Татьяна Соломатина что и «наблюдает», так это собственный сценарий выступления, а никак не «жизнь». И сценарий этот рассчитан на немедленный эффект, без отягчающих последствий. Едва завяжется зародыш смысла, обобщения, суждения или мало-мальски ценного наблюдения — писательница лениво махает скальпелем-пером и делает аборт на триместре хохмочек и гэгов. А что до околоплодного содержания — тут оно играет второстепенную роль. Как в газете «СПИД-инфо» или романах Донцовой: создает мягкую жизнеподобную кашицу, только затем, чтобы слова не проваливались в пустоту. У такого чтива читатель обязательно найдется. Вот только ни диагностик революционной интеллигенции Вересаев, ни подвздошный русский классик Булгаков здесь точно ни при чем.
Алексей Номад Книги для обзора предоставлены книжным гипермаркетом «Лас-Книгас»
г. Красноярск, ул.Сурикова, 12
тел.2-59-08-30
сайт www.top-kniga.ru