Особым событием марафона «ВИЧ: не игра» стал показ спектакля «Заполярная правда» московского «Театра.doc». Для нашего края он примечателен еще и тем, что создан на материалах Норильска. Все истории в этой постановке Георга Жено — подлинные. И тем сильнее они цепляют за живое.
Хотя, вопреки предположениям некоторых зрителей, в спектакле нет никакой чернухи. Если, конечно, не принимать во внимание ненормативную лексику, на которой изъясняются герои. А как должны выражаться люди, по сути изгнанные из общества, — на языке салонов? В «Заполярной правде» показана обыденная жизнь четырех молодых людей с положительным ВИЧ-статусом, которые случайно встречаются в одном из заброшенных домов Норильска. Больше они никому не нужны, только друг другу.
Спектакль вышел около четырех лет назад, и недавно его актерский состав обновился — премьера состоялась в конце апреля. Как заметил в своем ЖЖ художественный руководитель «Театра.doc» Михаил Угаров, актеры работают очень хорошо: «Полностью отсутствует исполнение роли, а есть присвоение текста. И даже больше, я бы сказал — присвоение темы. Актерская манера не исполнительская, а авторская, это их текст, а не автора». На публику это присвоение работает так, что человек, далекий от проблем ВИЧ, после спектакля не сразу может избавиться от некоего раздражения. А кто-то вообще не выдерживает столь странного действа и уходит со спектакля. Кажется, что и язык этой молодежи, и их истории, и взаимоотношения, и наивные рассуждения о Боге — все это из какой-то другой, ненастоящей жизни. Но у ВИЧ-положительных зрителей другая реакция — такова неприглядная сторона существования многих из них. Особенно в маленьких городах, где даже врачи порой не слишком щепетильны в соблюдении врачебной тайны. Что уж говорить об остальных...
И все-таки финал у спектакля не мрачный. Герои начинают травить анекдоты, предлагают друг другу чай. Потом угощают зрителей, приглашают их тоже что-нибудь рассказать — напряжение снимается. Но выйдя за порог театра, невольно продолжаешь размышлять о том, что увидел, как будто бы пообщался не с актерами, а с живыми прототипами их персонажей. Холодная правда Заполярья не отпускает еще долго.
Елена Коновалова, фото Якова Печенина, «Вечерний Красноярск», №20 (261)