Ну что, кто побывал на спектаклях театрального марафона «ВИЧ: не игра»? Я, к сожалению, успела посмотреть не все. Но и от просмотренного впечатлений выше крыши. Подробно выскажусь в ближайшую среду в «Вечерке». А пока — несколько предварительных заметок.
Во-первых, я считаю, очень важно, что подобный фестиваль вообще состоялся. И спасибо Фонду Прохорова, который его поддержал. Как мне сказали некоторые зрители, побывавшие на спектаклях феста, для них стало открытием, что театр может говорить о подобных проблемах, — и говорить так, что это не по-детски цепляет за живое. Прежде они думали, что театр — всего лишь развлечение. И довольно пустое.
Во-вторых, оказалось, что тема ВИЧ воспринимается многими людьми весьма настороженно. Как сказал мне в интервью режиссер спектакля «Заполярная правда» Георг Жено, по оценкам многих театральных людей это лучшая его постановка. Однако же она не пользуется коммерческим успехом — заполнить на нее зал довольно сложно. И это притом, что спектакль рассчитан всего на 40 мест! Но когда он какое-то время не шел, в «Театр.doc» стали звонить возмущенные зрители, требовавшие его возобновить. То есть у постановки есть своя аудитория. И это главное.
Сама я вчера вернулась после просмотра «Заполярной правды» раздраженная, причем долго не могла понять природу своего раздражения. Как будто какая-то заноза засела в душе и не отпускала. Казалось, что жизнь ВИЧ-инфицированных, показанная в спектакле — во многом вымысел. Хотя когда шла туда, почему-то ожидала больше слезоточивой чернухи (называется — начиталась дурных рецензий). Ничего подобного — обыденная реальность из жизни изгоев. И эта обыденность, наверное, пробирает больше всего. Сами ВИЧ-положительные, с которыми пообщалась позже (причем, люди ранее далекие от театра), говорят, что все это — правда. Неприглядная, неприятная, непонятная людям, которые не прошли через такое. Но для них это — жизнь.
Спектакль Шарыповского драмтеатра «Белый ангел с черными крыльями» я видела в прошлом году на фестивале «Театральная весна». И что очень важно — какое-то время назад он у них сошел с репертуара, но специально к марафону артисты его восстановили. И опять на показе в Красноярске был полный зал...
Елена Коновалова, фото Якова Печенина