Главная
>
Статьи
>
Один абсолютно счастливый театр

Один абсолютно счастливый театр

30.06.2010
2

В Красноярске впервые побывала «Мастерская Петра Фоменко»

С 12 по 23 июня при поддержке Фонда Михаила Прохорова в Красноярском крае состоялся II Театральный фестиваль «Норильские сезоны». Завершилась его программа показом спектаклей «Мастерской Петра Фоменко». Этот именитый московский театр нечасто гастролирует по России. И тем приятнее, что представилась возможность увидеть его постановки вживую. Причем сразу три — «Семейное счастие» Л. Толстого, «Одна абсолютно счастливая деревня» Б. Вахтина и «Он был титулярный советник» Н. Гоголя.

Иллюзия простоты

Мастерская Петра ФоменкоУ себя дома «фоменки» (как их называют еще с курса в ГИТИСе, где и родился этот театр) — давно уже признанные любимцы театральной публики. Вряд ли ошибусь, что по России этот театр не настолько известен или, точнее, «раскручен», как МХТ или «Ленком». «Мастерскую Фоменко» в провинции знают только просвещенные зрители — те, кто смотрят канал «Культура» или кому посчастливилось побывать на спектаклях этого театра в Москве. Театра абсолютно некоммерческого, в репертуаре которого даже на долю секунды невозможно представить появление комедий вроде «Он, она, окно и тело» Куни. Но в то же время язык этого театра понятен и близок всем — и интеллектуалам, и неискушенным зрителям. Думаю, большинство из тех, кто хоть раз увидели работу «фоменок», навсегда останется их преданными поклонниками, вне зависимости от своих зрительских вкусов и предпочтений. К чести Красноярска, здесь таковых оказалось немало — на всех спектаклях «Мастерской» был аншлаг.

Смотришь на постановки Петра Наумовича Фоменко — и всякий раз поражаешься, насколько в них, казалось бы, все просто. Никакой безудержности фантазии и самовыражения, которыми грешат многие режиссеры, когда за нагромождением бесчисленных придумок порой не раскопать идею самого спектакля. У Фоменко все иначе — точные, логичные, чуть ли не до миллиметра выстроенные мизансцены, лаконичное оформление, где ни одна деталь не статична, — все обыгрывается, причем подчас совершенно неожиданно. Как, например, скатерть в «Семейном счастии», которую трое героев одновременно используют как нагрудную салфетку, но каждый по-своему, в зависимости от характера. Или ведро в «Титулярном советнике», которое в руках актера Анатолия Горячева вдруг превращается в корону испанского короля.

И ни тени многозначительности в актерской игре. Есть уникальная многоплановость. И мастерское умение раскрывать множество смыслов в любом произведении, при почтительном отношении к его автору. Последнее — непременное условие: ни у кого еще я не встречала такого уважения к автору, как у Фоменко и его учеников, актеров и режиссеров. Может, именно поэтому даже давным-давно затертые на театральной сцене пьесы предстают в «Мастерской» в абсолютно свежем и словно в первозданном виде. Как, например, дипломная работа «фоменок» «Волки и овцы» А. Островского, которая до недавнего времени оставалась визитной карточкой театра. Или «Бесприданница» того же Островского, или чеховские «Три сестры» — постановки по этим известнейшим классическим пьесам у Фоменко смотришь как в первый раз. И от спектакля к спектаклю открываешь в них все новые и новые нюансы. Что это, как не подлинная магия театра?..

Такое разное счастье

Так совпало, что на «Норильские сезоны» театр привез спектакли исключительно по прозе. В «Мастерской» вообще любят инсценировать прозу, и успешность этих попыток подтверждают не только награды на многочисленных конкурсах и фестивалях, но и неизменно полные залы зрителей. В Красноярске в прочтении Фоменко можно было увидеть классическую повесть, поэтическую прозу современника и друга режиссера и моноспектакль по гоголевскому абсурду. Три несхожих между собой произведения, три увлекательных опыта осмысления высокой литературы средствами театра.

В названиях первых двух спектаклей — по Толстому и Вахтину — есть слово «счастье». Но понятие это здесь рассматривается героями по-разному. И снова подкупает все та же фоменковская простота. Из ранней повести Толстого ушла привычная назидательность этого автора. Главная героиня спектакля — молодая женщина Маша (Ксения Кутепова), попытавшаяся в юности вырваться из житейской обыденности, выйдя замуж за своего опекуна. Но ее девичьи мечты оборачиваются разочарованием — а есть ли оно вообще, это семейное счастье?.. Или в браке любовь не так уж и важна, главное — чувство долга?

У героини Кутеповой нет ответа на этот вопрос. Да и нужен ли он? Невольно вспоминается толстовское, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Ломать голову, почему так, а не иначе, — пустая трата времени. Гораздо интереснее наблюдать, с какой удивительной легкостью разыгран этот семейный ребус. И хотя в центре истории Маша, у Фоменко нет главных и второстепенных ролей, в спектакле потрясающая ансамблевость. Ну как представить эту постановку без гувернантки Катерины Карловны (Галина Тюнина)? Вроде бы и роль небольшая, но такое ощущение, что она все время на сцене. Внимательно наблюдает за развитием романа своей воспитанницы с ее опекуном, а время от времени и по-женски подталкивает ее, направляет — как бы ненароком не сорвалось. Появление спустя какое-то время уже постаревшей Катерины Карловны с детской коляской — вот он, здравый ответ на все споры о семейном счастье: что может быть в нем важнее, чем дети?

В «Одной абсолютно счастливой деревне» тоже явственно просматривается эта спокойная житейская мудрость. В спектакле показана неспешная, несуетная жизнь людей, с их простыми радостями и такими понятными переживаниями, как у молодой героини Полины (Полина Агуреева), у которой вначале одна забота — как бы любимый не взял над ней верх. И никто и не догадывается, что совсем скоро, в день свадьбы Полины и ее Михеева (Евгений Цыганов), в эту счастливую неспешность бытия ворвется война... Разрушит привычный уклад, унесет жизнь дорогих людей. Но не сломает, не уничтожит внутренний стержень героев. Надо видеть, как узнает героиня Агуреевой о гибели мужа — в глазах актрисы в этот момент словно что-то умерло. И с какой тихой радостью она принимает, что счастье еще возможно — рядом с другим (Илья Любимов).

В чем-то эта простодушная история отсылает к старым советским киноэпосам вроде «Вечного зова» или «Тени исчезают в полдень». Но в отличие от них в «Одной абсолютно счастливой деревне» нет ни малейшего пафоса. Не случайно в спектакле говорится, что это не повесть и не поэма, а песня. Песня, которую не оборвать никаким трагедиям и потрясениям...

По отзывам артистов, они остались очень довольны своими первыми гастролями в Красноярске. А значит, есть надежда на новую встречу с «фоменками».

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск» № 25 (266)

Рекомендуем почитать