Главная
>
Статьи
>
Чудо-мастерская

Чудо-мастерская

28.04.2009
2

В этом театре я по приезде в Москву с некоторых пор стараюсь бывать при любой возможности. Возможности редкие. И в столицу удается выбраться нечасто, и попасть в этот театр непросто. Я о Мастерской Петра Фоменко.

Открыла я ее для себя благодаря рекомендации московского критика Дины Годер (в Красноярске она многим известна как куратор Школы культурной журналистики от Фонда Прохорова). Поинтересовалась, что стоит посмотреть в Москве — так, чтобы уж не ошибиться. Дина была немногословна: «Сходите к фоменкам — они нравятся людям с самыми разными вкусами». Подобная характеристика из уст столичного критика, как минимум, заинтриговала.

Хотя имя Петра Наумовича, разумеется, я знала и до того (а кто в театральных кругах его не знает?). Но по инерции, выбираясь в Москву, шла обычно в «Ленком», «Современник» или в МХТ. Да и куда, скажите, чаще всего идут провинциальные театралы? С «Ленкомом» так вообще все ясно — сказывается притягательность старого магнита, «Юноны и Авось».
Нда… Попав в Мастерскую Фоменко, пришла к выводу, что зря жила все предшествующие годы. Ну, по меньшей мере, не в те театры ходила, засоряла себя, по большему счету, всяким хламом. Столь ясной, точной, элегантной в своей кажущейся простоте режиссуры, как у Петра Наумовича, я прежде никогда не видела. Нет, видела — но как отражение этой фантастической школы, с индивидуальным мышлением талантливого ученика. Признаться, после спектаклей Фоменко я еще больше полюбила режиссуру Олега Рыбкина. В ней все тот же ясный почерк, что и у его Мастера.

Причем этот почерк (при различии индивидуальностей) проявлен у всех учеников Петра Фоменко. Назову еще два имени — Сергей Женовач и Евгений Каменькович. О спектаклях первого — в предыдущем посте блога. У последнего посмотрела в Мастерской «Самое важное» по роману М. Шишкина «Венерин волос». И восхитилась не только режиссурой и удивительно точным проникновением в материал, но и игрой фоменковских актеров. Их игра просто завораживает — ни одного лишнего жеста, избыточной мимики, игры на публику. В этих актеров влюбляешься сразу и навсегда. Спектакль идет почти четыре часа, а так бы и не уходила никуда — хочется смотреть и впитывать, впитывать это в себя до бесконечности!
В нынешний приезд в Москву посмотрела старый спектакль Петра Наумовича — «Волки и овцы» А. Островского. Его премьера состоялась 17 лет назад, но даже в голову не придет, что постановке столько лет. Удивительная свежесть красок и эмоций. И не припомню, когда еще я так смеялась над комедией.

Рассказывать могу до бесконечности. Но лучше загляните на сайт Мастерской — в разделе «Видеотека» там много всего интересного. В том числе и отрывки из спектаклей, сюжеты из капустников. А еще лучше — не откажите себе в удовольствии побывать в этом театре. Если, конечно, удастся достать билеты :))

Елена Коновалова, фотографии с сайта театра.

Рекомендуем почитать